21 января были присуждены и вручены "Белые слоны" – премии российской Гильдии киноведов и кинокритиков. Четырьмя днями позже будут объявлены лауреаты премий Национальной академии кино "Золотой орел". Сравнение списков – поразительное. Известно, что в Штатах журналистско-критические "Золотые глобусы" в большой степени предвосхищают академические "Оскары", и уже много лет публика сравнивает перечни победителей, отмечая их сходство. Собственно, так и должно быть: одна профессия, одна страна, одна культура, один зритель. Российские же слоны и орлы водятся в совершенно разных странах.
Сравним главные категории игрового кино.
Лучший фильм по версии критиков – "Груз 200" Алексея Балабанова – не представлен ни в одной из номинаций "Орла".
Лучший режиссер – Кира Муратова ("Два в одном") – не попала в претенденты.
Лучший сценарист – Александр Миндадзе ("Отрыв") – тоже.
Лучший оператор – Михаил Кричман ("Изгнание") – тоже.
Лучшая актриса – Галина Вишневская ("Александра") – тоже.
Лучший актер – Сергей Пускепалис ("Простые вещи") – тоже.
Нет шансов удостоиться "Орла" и у получивших "Слона" художника Даши Намдакова ("Монгол"), композиторов Андрея Дергачева и Аарво Пярта ("Изгнание"), исполнительницы роли второго плана Зои Кайдановской ("Ничего личного"). Только Леонид Броневой, получивший "Слона" за роль второго плана в "Простых вещах", имеет шанс сделать дубль: он в номинантах "Орла".
Так вообще-то не бывает, когда в стране хотя бы относительный культурно-общественный порядок. Если такое происходит – значит, непорядок. Значит, присуждение тех или иных премий мотивировано внекиношными, внехудожественными соображениями и обстоятельствами.
Критиков в сговоре не заподозришь: они люди амбициозные, индивидуалистические и неорганизованные. С "Золотым орлом" – другое дело. Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен явно имеет основания писать: "Поскольку "Золотой орел" сделан "под Михалкова", удивляться шести номинациям его фильма "12" не следует".
Есть и другое. Как отметил недавно президент ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) Андрей Плахов в статье с выразительным названием "Килограммы позитива" – на государственном уровне шансы на признание есть только у "светлого и доброго".
Так что не случайно балабановский "Груз 200" о маньяке-милиционере конца советской эпохи не упоминается в номинациях "Золотого орла". К этой картине могут и должны быть претензии. Отлично начатый и закрученный, пронизанный по-хичкоковски подлинным саспенсом, фильм вдруг начинает сюжетно рассыпаться, оставляя странное ощущение талантливой, но почему-то полнометражной зарисовки. Но все же это – высокопрофессиональная лента, с блестящими актерскими работами Алексея Полуяна, Алексея Серебрякова, Леонида Громова. Другое дело, что светлого и доброго там нет.
Под эту раздачу, похоже, попал и самый недооцененный фильм сезона – "Ничего личного" Ларисы Садиловой: тонкая и глубокая история частного детектива, который запутывается в подсмотренных жизнях – чужих и своей. Очень хорош Валерий Баринов и великолепна лаконичная, нервная, достоверная Зоя Кайдановская: это ее первая большая кинороль, сразу удостоенная "Белого слона". В номинациях "Орла" фильм Садиловой не упоминается.
Другой зритель. Другая культура. Другая страна.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.