Германия-Италия-Австрия, 2004
10.07.2005 | Кино
Обитель злаРежиссер Хиршбигель очень старался не демонизировать образ Гитлера, а снять документальную правду
Снятый частично в Берлине, частично – на загримированных под Берлин берегах питерских каналов, «Бункер» Оливера Хиршбигеля достоверно рассказывает о последних днях гитлеровской ставки. Правда, портретным сходством с историческим прототипом тут может похвастаться лишь овчарка Блонди.
Весна 1945-го года, Берлину капут. Регулярные части вермахта и набранные из пенсионеров и инвалидов отряды фольксштурма не могут остановить наступление трех фронтов советских войск. Боевые генералы, растерявшие людей и бронетехнику, отчаянно потеют, выслушивая бредовые фантазии фюрера о скором триумфе немецкого оружия. А комиссованные по состоянию здоровья ветераны уговаривают школьников выбросить фауст-патроны и идти по домам. Ставка Гитлера сотрясается от взрывов – и это не привычные бомбардировки, а самые настоящие артобстрелы. Короче, враг уже у ворот.
Трагедия нации показана через трагикомедию «отца нации», Адольфа Гитлера, увиденную глазами его личной секретарши. Гитлер всегда остается главным героем фильма - даже тогда, когда его нет в кадре. Золотоволосые смертники из гитлерюгенда – это он. Вешатели в тирольских шляпах, отлавливающие по руинам дезертиров - это он. Очарованные непонятно чем (отвисшими щеками? дурацкой щеткой усов? акцентом венского гопника?) кастелянши – это тоже он. И даже высшие чины вермахта, презиравшие австрийского выскочку с первых дней войны, и «оппозиционеры» Геринг и Гиммлер, тайно шептавшиеся с союзниками о сепаратном мире – это тоже Адольф Гитлер, маг, собравший их вместе, лишивший их воли, счастливо избежавший всех заговоров и обернувшийся в последнем акте маленьким бесполезным тараканом.
Режиссер Хиршбигель очень старался не демонизировать образ Гитлера, а снять документальную правду. Сценарий «Бункера» опирается на две не вызывающие сомнений книги - исследование главного немецкого гитлеролога Иоахима Феста «В бункере Гитлера» и воспоминания той самой секретарши Тродль Юнге «До последнего часа» (после войны успешно денацифицировавшаяся Юнге была консультантом на съемках похожего фильма – «Последнего акта» Георга Вильгельма Пабста). Вдобавок Хиршбигель нарушает негласное послевоенное табу на показ фюрера «всерьез» — обычно в западном кино Гитлер или кривляется (в комедии), или маячит на втором плане, испуская зловещие флюиды (в драме).
Впрочем, из всей это затеи - представить фюрера живым человеком – все равно ничего не вышло. Людьми тут выглядят все – от болтающегося где-то среди обслуги адъютанта, сыгранного натуральным нео-нацистом Карлом Рихтером (по недосмотру продюсеров Рихтер в обычном порядке прошел кастинг и прошел роль), до мадам Геббельс (Коринна Харфух) – кроме собственно виновника происходящего. Гитлер, сам по себе обладавший довольно нелепой внешностью, в исполнении Бруно Ганса и вовсе похож на ожившую карикатуру Кукрыниксов. Особого идиотизма образу диктатора добавляет пластика, которой Ганс учился у страдающих болезнью Паркинсона (!).
Также в программе: чтение вслух самых дурацких абзацев из «Майн Кампф» и политического завещания Гитлера, истеричное поедание фюрером пирожных с кремом, сюсюканье с любимой овчаркой Блонди и шутовское бракосочетание Гитлера с Евой Браун (Адольф не может предоставить доказательств своего арийского происхождения, формально необходимых для регистрации брака). Для пущего гротеска не хватает только выхода фюрера в баварских кожаных штанишках, которыми Адольф Алоизович так любил щеголять в самом начале своей политической карьеры.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.