Норвегия-Великобритания, 2006
28.12.2007 | Кино
Каурисмяки под кислотой«Реквием по мечте» со слоном вместо бабушки.
Если Роберт Земекис со своим «Беовульфом» - это гламурный полюс трехмерной анимации, то норвежец Кристофер Нильсен работает на «темной стороне» цифрового кино. Его циничный мультфильм «Освободите Джимми» (между прочим, первый 3D-мультик в Норвегии) злее «Бивиса и Баттхеда» и «Кота Фрица», смешнее Монти Пайтона, а если говорить о чистом киноискусстве (монтаж, ракурс, ритм) то ничуть не хуже фильмов Стэнли Кубрика. Причем сделано все это без всяких технических сложностей вроде stop-motion, а на одном лишь воображении и мизантропическом вдохновении.
Четверо норвежских эко-террористов и их бульдог-вегетарианец планируют освобождение из русского цирка слона Джимми – наркомана, сидящего, как Элвис, на транквилизаторах и «скорости» одновременно.
Во время штурма циркового зверинца Джимми удирает в тундру, где пытается сказать таблеткам «нет». В тундре, тем временем, начинается настоящее сафари: по следу Джимми идут «зеленые» (слон должен стать символом освобождения всех животных на земле), четверо омерзительных работников зверинца (у них есть планы на зашитую в заднице Джимми тонну героина), лапландская мафия и случайные финские охотники, учуявшие крупную дичь. В финале почти все умирают.
Говоря кратко, «Освободите Джимми» - это Каурисмяки под кислотой, северная тоска, привитая к цифровому галлюцинозу.
Забудьте обо всем сентиментальном, надрывном и макабрическом, что вы видели до этого в игровом кино. Слон на отходняках – вот образ печальнее, чем одинокая девушка на мосту и кошмарнее, чем жаба на метле.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.