Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.12.2007 | Театр

Жизнь неведомых племен

В театре «Практика» поставили пьесу о геях

Очередной премьере театра «Практика» дали подзаголовок «Пьеса про геев». В толстом буклете к спектаклю написали слова худрука Эдуарда Боякова о миссии театра, о ценности слова «правда», и об открытости к Другому. Драматург Ольга Погодина-Кузьмина объяснила, как далеко идет ее протест против обывательских представлений о гомосексуалистах: «В геях нет ничего ангельского или дьявольского, это самые обычные люди, очень разные, со своими слабостями и достоинствами».

И, тем не менее, а может быть именно поэтому, спектакль получился определенно гомофобским.

Когда-то один знакомый черный француз сказал, что не может оставаться в расистской Москве, и вовсе не потому, что, его тут оскорбляли или били. А оттого, что все его рассматривали. Боюсь, что и подзаголовок «пьеса про негров» показался бы ему расистским, так же как идея поставить спектакль в стремлении доказать, что негры – такие же люди. С тех же примерно позиций формулирует свои взгляды  классический латентный антисемит: «Среди евреев полно порядочных людей, у меня даже есть друг-еврей». Вы же не думали, что расист – только тот, кто в фашистской форме лозунги выкрикивает?

Латентная, скрытая от самого себя гомофобия, выражается в том, что весь мир описывается с позиции «мы, натуралы», и от широты своей гетеросексуальной души хочется призывать милость к  падшим, объясняя открытым гомофобам, что геи  - обычные люди, которые любят, ревнуют, изменяют и т. д.,  «как мы с вами». Коротенькая эскизная пьеса Погодиной-Кузьминой, собственно, такую историю и представляет: один день из жизни успешного 33-х летнего бизнесмена Ника, живущего с 22-х летним самовлюбленным красавцем Юрой, их очередная ссора «навсегда», когда Ник делает предложение влюбленной в него лесбиянке Офелии, а Юра бравирует связью с 50-летним богатеем Ренардом. Примирение, новая ссора, ну и так далее. Сам этот этюд, написанный легким уличным языком, драмы не составляет, и,  если представить себе, что все описанное происходит с парой любовников-натуралов в окружении таких же гетеросексуальных друзей, можно было бы спросить: а где пьеса?

Но, поскольку речь идет о геях, текст этот судят по каким-то другим законам, будто просветительский науч-поп о жизни животных или неведомых племен. Оказывается у геев все, как у людей: один любит, другой любим, те же скандалы, капризы и одиночество, оказывается, молоденькие красавцы приезжают из провинции завоевывать Москву собственным телом, и любят по вечерам закатываться в клубы с приятелями, найденными в чатах. Удивительное рядом.

Дополнительную двусмысленность постановке не очень опытного режиссера Виктора Алферова придает то, что всех мужчин здесь играют женщины. В одном из интервью Эдуард Бояков объяснял, что театр пробовал поначалу репетировать с мужчинами, но ничего не вышло: «Поняли, что российские мужчины практически не могут преодолеть свою внутреннюю гомофобию. Женщины в этом отношении гораздо более свободны и толерантны». Многие актрисы, впрочем, в своих развернутых монологах в буклете демонстрируют гомофобию вполне открыто, добавляя, что работа над пьесой их перепахала и теперь они уже готовы смириться с существованием геев и пожалеть их. Но не это главное. Дело в том, что разыгранный женщинами сюжет про голубых естественным образом превращается в историю про розовых. Как ни абстрагируйся, когда, не скрывающая своего пола (да и как его скроешь?) длинноволосая актриса Людмила Байрашевская (Ник), целуется с юной красоткой Натальей Лесниковской (Юра), получается лесбийский сюжет.  (Добавочная нелепость в том, что единственная сцена, задуманная, как гетеросексуальная – между Ником и Офелией  (Наталья Рычковская) – воспринимается тоже, как гомо). А то, что некоторые актрисы пытаются казаться мужчинами, понижая голос, хрипя, рыча или даже скача орангутангом (как Наталья Тетенова в роли молодого порочного Энджела), выглядит скорее пародийно и, если напоминает о ком, то, в крайнем случае, о лесбиянках с зоны, да и то карикатурных.

Режиссер, объясняя этот странный расклад, уверяет, что геи мечтают быть женственными,  что «девушка, которая играет мужчину, для гея и есть мечта» и, похоже, не отличает гомосексуалистов от транссексуалов. По-видимому, со своей гетеросексуальной колокольни, он полагает, что все-таки гомосексуализм – это какая-то ущербность или болезнь и не может быть, чтобы мужчина, любящий мужчин, был доволен своей участью и хотел остаться собой.

На премьеру смотреть «острый» спектакль собрали модную публику: в тесном фойе «Практики» блистали звезды шоу-бизнеса и становились в позы под вспышками многочисленных камер. «Мармеладных» персонажей здесь наверняка было много, но выделить их из толпы было невозможно. Публика как публика.



Источник: "Время новостей", №231, 17.12.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.