12.09.2007 | Новости
Квартет20 и 21 сентября на вторые ежегодные мейерхольдовские встречи Центр им. Вс. Мейерхольда и Французский культурный центр в рамках художественной программы «Театральные школы» привозят спектакль парижской компании «Румпельпумпель» по пьесе Хайнера Мюллера "Квартет" в постановке Маттиаса Лангхоффа. В пьесе, написанной по роману Шадерло де Лакло "Опасные связи" играют всего два артиста - Мюриель Майетт и Франсуа Шатто из «Комеди Франсез».
«Квартет» - это не игра вне времени и пространства. Они очень точно определены автором: первая часть - «Салон, до Великой французской революции», вторая часть – «Бункер, после Третьей мировой войны». Речь идет о местах, расположенных во временном отрезке, ограниченном великими историческими событиями. «Квартет» не присоединяется к общему движению прощания с историей. «Квартет» живет историей.»
Ежегодные мейерхольдовские встречи представляют всемирно известных режиссеров, находящихся на пике творческой жизни и добившихся выдающихся успехов в области экспериментального, поискового театра. Встречи сопровождаются широким представлением театра – спектаклями, творческими встречами, выставками, лекциями, видеопоказами. Первая встреча прошла в декабре 2006 года, когда в Москву приехал спектакль TR Warszawa и Театра Стары (Краков) «Крум» по пьесе Ханоха Левина. Режиссер спектакля Кшиштоф Варликовский получил Мейерхольдовский приз.
Для Вторых мейерхольдовских встреч выбран спектакль «Квартет» по пьесе Хайнера Мюллера, который поставлен для двух артистов «Комеди Франсез» (а Мюриэль Майетт еще и директор этой прославленной сцены) легендой европейского театра Маттиасом Лангхоффом. Имя Всеволода Мейерхольда на протяжении всей карьеры вдохновляло режиссерское мастерство Маттиаса Лангхоффа, что он с блеском доказал на московских гастролях 2003 года в спектакле из Генуи «Ревизор» с явными мейерхольдовскими аллюзиями (спектакль был показан на Международном Чеховском фестивале).
Хайнер Мюллер (1929-1995) – драматург, режиссер, поэт, классик драматургии XX века. Родился в ГДР, в городе Эппендорф. Был членом социалистической партии Германии, убежденным коммунистом, однако его первые социалистические пьесы ("Стахановец", 1958; "Стройка", 1965; "Переселенка", 1961, «Маузер», 1975) вызвали запрет на постановки и публикацию, а также исключение из Союза писателей. Мюллер работает на западногерманские театры в 1970-е и 1980-е годы. Признание в Восточной Германии приходит к нему только в 1980-е годы вместе со всемирным признанием Мюллера как величайшего немецкого драматурга со времен Бертольта Брехта, на которого Мюллер ориентировался и в драматургии, и в режиссуре. Мюллер написал около сорока пьес. В его наследии особое место занимают драматургические обработки известных мифологических и литературных сюжетов: «Тиран Эдип», 1967; «Филоктет», 1968; «Макбет», 1972; «Геракл 5», 1974; «Гамлет-машина», 1978; «Квартет», 1982; «Анатомия. Тит. Падение Рима», 1985; «Медея-материал», 1985. В последние годы жизни Хайнер Мюллер – художественный руководитель театра «Берлинер ансамбль». Пьесу «Квартет» в России в 1992 поставил Теодорос Терзопулос в Театре Аллы Демидовой.
Маттиас Лангхофф – режиссер, ученик брехтовской школы. Родился в 1941 году в Цюрихе. Его родителями были немцы, которые выбрали Швейцарию, убегая от гитлеровского режима. Однако в 1945 году его отец вернулся в Берлин и возглавил Дойчес театер. В 1961 году после изучения химии и работы каменщиком, Маттиас Лангхофф поступает в Берлинер Ансамбль, где с 1962 года вместе с Манфредом Карге проводил Вечера Брехта, в рамках которых были поставлены пьесы «Покупка меди», «Маленький Махагонни», «Торговля хлебом», «Мать», а также монтаж по пьесам Брехта «Fatzerfragment», задуманный Хайнером Мюллером. С тех пор сотрудничество Лангхоффа с Мюллером не прекращалось (Лангхофф ставил в Фолксбюне «Прометея» и «Сукно», а также пьесы Мюллера «Битва» и «Трактор» и многие другие). Самые знаменитые спектакли Лангхоффа: «Любовь под вязами» Ю. О ‘Нила, «Ричард III» В. Шекспира, «Троянки» Еврипида.
Мюриель Майетт с 1985 года по окончанию Парижской высшей национальной консерватории драматического искусства была принята в «Комеди Франсез». Играла в спектаклях Антуана Витеза («Селестина» Рохаса), Жака Лассаля («Жорж Данден» Мольера, «Платонов» Чехова, «Мнимая служанка» Мариво), Маттиаса Лангхоффа («Пляска смерти», Стриндберга, «Леонс и Лена» Бюхнера, «Ревизор» Гоголя), Клода Режи («За закрытыми дверями» Сартра), Алена Франсона («Вишневый сад» Чехова). С 1996 года - преподаватель Высшего театрального училища. 4 августа 2006 года Мюриель Майетт была назначена генеральным директором «Комеди Франсез».
Франсуа Шатто в 1977 году окончил Школу при Национальном театре Страсбурга. Играл в спектаклях: «Антоний и Клеопатра» Шекспира (реж. Б. Блок), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (реж. Б. Блох), «Принц Гомбургский» Клейста, «Король Лир» Шекспира, «Фрекен Жюли» Стриндберга, «Битва между негром и собаками» Кольтеса, «Кусок сердца» Мюллера, «Андромаха» Еврипида, «Герцогиня Амальфи» Уэбстера (все – спектакли М. Лангхоффа), «В ожиданнии Годо» Беккета (реж. Люк Бонди), «Будем мысленно бодрствовать и вооружаться» по текстам Бюхнера, Маркса и Энгельса, «Яростное пространство» Новарина, «Трактор» Мюллера. С 1980 года поставил более десяти спектаклей, ассистировал Лангхоффу. Снялся в множестве фильмов, в том числе «Видок» (2000), «Фанфан-тюльпан» (2002), «13-й район» (2004), «Брюс всемогущий» (2004). В 2007 году был назначен директором Национального драматического центра - Театра Дижон-Бургонь.
Премьера состоялась в октябре 2005 года на Осеннем фестивале в Париже.
21 сентября, в 17.00, на 5-м этаже Центра им. Вс. Мейерхольда состоится творческая встреча Маттиаса Лангхоффа и артистов. Приглашаются все желающие. Вход свободный.
25 апреля » прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», (лучшие из них мы публикуем в рубрике "Нешкольная история" ). В этом году конкурсу исполнилось 20 лет.
В Москве, в День российской анимации 8 апреля, были названы лауреаты V-й Национальной анимационной премии «Икар». Церемония, которая всегда посвящена какому-то из знаменитых мультфильмов прошлого в этом году прошла в стиле мультфильмов Бориса Степанцева о Малыше и Карлсоне. Вели мероприятие идеолог премии, кинокритик Сергей Капков (он был «человеком в телевизоре») и актриса Юлия Сулес в роли Фрекен Бок.