31.08.2007 | Колонка
Новая холодная война или фарс?Попытка вернуться в эпоху 80-х
17 августа президент Российской Федерации Путин В. В. объявил о начале новой холодной войны. Это прямо следует из его заявления о возобновлении полетов российской стратегической авиации: «В ноль часов с семи аэродромов в разных частях Российской Федерации в воздух были подняты 14 стратегических ракетоносцев, самолеты обеспечения и заправщики. Началось боевое дежурство, в котором участвуют в общей сложности 20 воздушных судов. С этого дня дежурство подобного рода будет осуществляться на регулярной основе. Это дежурство носит стратегический характер. Уже сегодня, сейчас, самолеты пробудут в воздухе около 20 часов, с дозаправкой, во взаимодействии с Военно-Морским Флотом».
Ключевые слова здесь - боевое дежурство. Даже в СССР в мирное время части Дальней авиации боевого дежурства не несли, а осуществляли полеты в соответствии с планами боевой подготовки.
При этом ядерные боеприпасы на самолеты не устанавливаются, а находятся на ремонтно-технических базах, расположенных вблизи аэродромов. Дальняя авиация заступает на боевое дежурство только в угрожаемый период, то есть накануне войны. Речь, таким образом, идет о повышении состояния боеготовности. При этом, как указывает замечательный справочник «Стратегическое ядерное вооружение России», Генеральным штабом осуществляется ряд конкретных мер по повышению боевой готовности на основе анализа обстановки и заранее разработанных планов операций. Очевидно, усиливается состав дежурных расчетов командных пунктов, которые в мирное время действуют в сокращенном составе.
Авиационные силы могут быть перебазированы на аэродромы рассредоточения, на которых они завершают подготовку к вылету на выполнение боевой задачи.
При повышении боевой готовности на самолеты Дальней авиации подвешиваются ядерные боеприпасы, производится заправка крылатых ракет топливом. Вот это и называется боевым дежурством. Такое боевое дежурство велось, по-моему, только однажды в истории СССР. С января 1985 года по апрель 1987 года в течение 26 месяцев осуществлялось боевое дежурство в назначенных зонах группировок стратегических самолетов СССР и США с оружием на борту.
Вылеты на боевое патрулирование советские стратегические самолеты осуществляли с оперативных аэродромов в Заполярье. Об интенсивности полетов говорит то, что общий налет самолетов Ту-95М составил 1224 часа, самолетов-заправщиков - 755 часов. Экипажи Ту-95М находились в назначенных зонах по 16 и более часов. После чего выяснилось, что ресурсов для продолжения боевого дежурства нет.
В связи с этим, мне очень хотелось бы знать, отдает ли себе Верховный главнокомандующий отчет, в какие игрушки он играет и что стоит за словами, которые он употребляет.
Честно сказать, я не думаю, что в прошлую пятницу на два десятка стратегических бомбардировщиков навесили по шесть крылатых ракет с ядерными боеголовками и отправили на рубежи выхода на атаку. Если бы было так, то американцы вряд ли ограничились бы язвительными комментариями о том, что, если русским хочется достать из нафталина древние бомбардировщики, то они могут это сделать.
На самом деле за всеми заявлениями о возобновлении боевого дежурства, как и за рассказами о чудодейственных боеголовках, способных преодолевать противоракетную оборону, которую собирался создать Рейган тридцать лет назад, и за рассуждениями об угрозе, которую несет нынешняя американская ПРО, стоит одно.
Все это - попытка вернуться в эпоху 80-х. Из выступления Владимира Путина в Мюнхене следует, что именно этот период он считает наиболее стабильным в международных отношениях.
Ныне же, страшно нервничая из-за придуманной им самим опасности западного вмешательства в процесс передачи власти в России, Путин хочет изолировать страну от враждебного влияния, разыгрывая фарсовую холодную войну. Это позволяет мобилизовать население, внушить, что любая критика режима инициирована враждебными внешними силами, противящимися тому, что «Россия встает с колен». Вопрос в том, перерастет ли нынешний фарс в драму реального военного противостояния.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»