Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

04.09.2007 | Колонка

Летают, но низенько-низенько

Удивительно, как точно незатейливый анекдот способен отразить суть явления

Удивительно, как точно незатейливый анекдот способен отразить суть явления. Возьмем, к примеру, армейскую субординацию в ее российской интерпретации. Помните, как отреагировал прапорщик на сообщение товарища майора о том, что крокодилы летают. «Да, летают, — ответил прапорщик, — но низенько, низенько». Точно так же вели себя многозвездные генералы, после того как Верховный главнокомандующий сказал очевидную глупость о том, что российская стратегическая авиация приступает к боевому дежурству.

Уж они они-то отлично знают, чем боевое дежурство отличается от полетов в соответствии с планами боевой подготовки. Не только наличием на борту ядерного оружия, хотя это, конечно, главное.

В Уголовном кодексе есть статья 340, в соответствии с которой «нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересами безопасности государства» является уголовным преступлением. И наказание соответствующее – до пяти лет. А, кроме того, боевое дежурство требует совсем другой подготовительной работы, обеспечения и организации. И, следовательно, совсем иных ресурсов, которыми, готов биться об заклад, Дальнюю авиацию не обеспечили.

Военно-воздушное начальство оказалось в трудном положении – не опровергать же в самом деле Главковерха. В то же время факт остается фактом: главный начальник заявил, что крокодилы летают.

И вот главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что стратегические бомбардировщики «будут нести дежурство на постоянной основе со штатным вооружением». Что такое «дежурство на постоянной основе» уставами не определяется. Одним словом, низенько-низенько. Однако ядерное оружие – вещь серьезная. Очевидно, реакция западных стран, которых заранее предупредили о полетах, была не столь спокойной, как это могло показаться. И вот через два дня заместитель командующего Дальней авиации генерал Анатолий Жихарев внес-таки ясность: самолеты летать будут, но с учебными ракетами. Можно выдохнуть, война с Англией отложена.    

«Ну что ты привязался к Путину, — раздраженно заметит кто-то из читателей. — Ну сморозил тот глупость. С каждым бывает. Буш через день что-нибудь эдакое ляпает. И не генеральское это дело начальника опровергать».

Все так. И обращать внимание на эти неловкие маневры разных военачальников по поводу сказанного Путиным, может быть, и не стоило, если бы ни одно серьезное обстоятельство. Проблемы ядерных вооружений чем дальше, тем больше превращаются в средство кремлевского пиара. Возобновление регулярных учебных полетов стратегической авиации – важное событие для Вооруженных сил. Но Путину оно показалось не настолько значительным, чтобы делать по его поводу специальное заявление. Толи дело «возобновление боевого дежурства». Объявить об этом с металлом в голосе – как раз для президента.

Однако весь этот пиар может скверно закончиться. Западные партнеры привыкнут к тому, что российские руководители делают в этой области безответственные и не имеющие отношения к действительности заявления

(вспомним, как Сергей Иванов докладывал Путину о многоцелевых атомных субмаринах, которые, якобы, имеют на борту ядерное оружие). И когда Кремль действительно захочет заявить что-то всерьез, другие государства просто не придадут этому значения. В лучшем случае будут ждать уточнения со стороны какого-нибудь генерал-майора, который как минимум знает, о чем говорит.       



Источник: "Ежедневный журнал", 23.08.2007,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»