США
07.02.2007 | Кино
Из жизни КопперфильдовПользователи главного мирового киносайта от «Престижа» в восторге: он попал в список лучших фильмов в истории
Выходит «Престиж» Кристофера Нолана – режиссера, сходу обретшего славу артиста после изысканно запутанного триллера «Помни» и делающего теперь новую серию кино-«Бэтменов» с Кристианом Бейлом: второй фильм появится в 2008-м. Пользователи главного мирового киносайта www.imdb.com от «Престижа» в восторге: он попал в список лучших фильмов в истории. Такая сверхоценка многих удивит.
О чем это. О безумном соперничестве двух одержимых тайнами и первенством британских магов в последние годы накануне XX века. Оба, к восторгу публики, делают фокус с перемещением человека в пространстве, заходя в одну дверь и моментально появляясь из другой на расстоянии десятка метров. Проблема в том, что оба не могут понять, как сие делает соперник.
Эти двое предшественников клана Кио и Дэвида Копперфильда были друзьями, но стали врагами, когда во время выступления по ошибке одного погибла жена другого. В противоборстве они не останавливаются ни перед кознями, публично срывая трюки друг друга и обрекая противника на посмешище, ни – даже – перед убийствами.
Состав фильма звездный. «Копперфильды» - Кристиан Бейл и Хью Джекмен. Ассистентка-любовница-шпионка, переходящая от одного к другому – Скарлетт Йоханссон (нечаянная хохма в том, что они с Джекменом недавно появлялись в другом фильме с фокусами – в «Сенсации» Вуди Аллена). Создатель механизмов для фокусов – Майкл Кейн. Знаменитый и загадочный изобретатель Никола Тесла, который в фильме как раз и придумывает для героя Джекмена машину для перемещения в пространстве, – почти столь же загадочный Дэвид Боуи.
Что в этом хорошего. Сложности. Фильм обречен на претензии с стороны как минимум двух групп аудитории. Первая - поклонники романа-первоисточника и его автора британца Кристофера Приста. Им не понравится, что режиссер Нолан нагло перелопатил роман, в том числе внеся в сюжет кровавые обстоятельства. Вторая - неискушенный зритель. Впрочем, что неискушенный? Даже некоторые искушенные – и те не вполне догадаются, что же на самом деле происходит. Нолан – мастер запутывать зрителя. А тут уж почти перестарался. События в «Престиже» показаны с точки зрения обоих персонажей. Перекидывается из настоящего в прошлое и обратно, тем более, что оба героя читают дневники друг друга. В сюжете присутствуют таинственные двойники.
А поскольку долго не улавливаешь, являются ли перемещения наших «Копперфильдов» в пространстве чудом или надувательством, то не можешь понять и того, фильм какого жанра смотришь: мистический триллер? Фантастический в духе Герберта Уэллса? Или же это драма про жестокость шоу-бизнеса, главными жертвами которого, в конечном счете, становятся его звезды?
И хотя фильм выстроен рационально и вроде бы выдаст в конце необходимые пояснения, некоторые зрители после просмотра наверняка будут приставать к спутникам с вопросом: «Расскажи мне, что я видел(а)?».
Вместе с тем, как всякий хороший триллер, «Престиж» полон умных смыслов. Всяк найдет свои. Я вижу, например, такие. Это фильм о сути XX века, которая как раз и стала формироваться в конце XIX-го. О легкости манипуляции общественным сознанием (выигрывает тот, говорят в «Престиже», кто овладевает вниманием). О том, что для одержимых нет понятия морали.
Один из героев скорее Моцарт – талант. Другой скорее Сальери – трудяга. Но поскольку оба одержимы соперничеством и ревностью, разница между Моцартом и Сальери стирается: они ведут себя да и творят одинаково.
Можно также сказать, что «Престиж» - фильм о возникшей накануне XX века наивной вере в науку, которая вскоре станет творить истинное чудо. Например, то самое, о чем мечтают герои-«Копперфильды»: позволит перемещаться в пространстве (в «Гарри Поттерах» это называется «трансгрессировать»). Но наука и техника в XX веке будут творить не только чудеса, но и смерть – что происходит и в фильме.
Однако, кажется, что «Престиж» - из тех картин, рациональный подход к которым не слишком правилен. Едва ли многотысячные западные фанаты imdb.com искали в «Престиже» исключительно смысл. Зато они восприняли фильм более непосредственно – как магический кинороман, полный волнующих загадок и удивительных красок. Потому и оценили его столь высоко. В конце концов, так ли уж важно, у кого там были какие двойники и действительно ли Никола Тесла сотворил чудо-машину? Главное, что фильм – завораживает.
Один из официальных рекламных слоганов фильма. Внимательно смотришь? Наш вариант рекламного слогана. Смотри не смотри, внимательно или не очень – тебя все равно надуют.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.