США, Великобритания, Чехия
08.12.2006 | Кино
Бонд с человеческим лицомА Бонд ли это - сей новый человек с грубоватой, вовсе не смазливой физиономией?
На прошлой неделе ваш кинообозреватель развлекался тем, что изучал 70-минутный DVD от компании Sony Pictures, на котором записан официальный пресс-релиз к фильму «Казино “Рояль”», он же «Бонд-21»: рекламные ролики, репортажи со съемочной площадки, интервью с актерами, продюсерами, режиссером Мартином Кемпбеллом и - самое главное - десять фрагментов из фильма, каждый длиной с минуту. Сам фильм, выходящий и у нас, и в Америке в четверг 16 ноября, посмотреть не удалось - вопреки традиции, не было даже заблаговременного показа для прессы. Голливуд, как и следовало ожидать, принял беспрецедентные меры безопасности, чтобы защитить картину от пиратов, а заодно, вероятно, от допремьерных высказываний тех, кому фильм может не понравиться.
Вопрос, который постоянно задаешь, просматривая фрагменты: а Бонд ли это - сей новый человек с грубоватой, вовсе не смазливой физиономией, которого видишь на экране?
Английский актер Дэниел Крейг, ставший шестым в истории исполнителем роли Джеймса Бонда, во время съемок попал под пресс, под который попадал мало кто в истории кино. Его имя и внешность долго полоскали на всех фанатских сайтах, во всех интернет-форумах, где обсуждают кино, и СМИ старательно доносили мнение фанатов до широкой публики. Общий вывод был таким: не тот! Не соответствует имиджу Бонда! И вообще… Говоря о «вообще», на сайтах в выражениях не стеснялись.
Интонация резко изменилась дней десять назад, когда английские газеты написали, что Крейг достоин лестного сравнения с самим Шоном Коннери, который, на вкус многих, остается Бондом №1.
Может, и в самом деле требуется время, чтобы привыкнуть. У Дэниела Крейга лицо типичного актера второго плана. Если ему играть главные роли, то, по идее, не в бондиане, а в британском социальном кино: роли профсоюзного деятеля, или безработного рабочего, или футбольного тренера. Скоро в фильме «Я, Люцифер» он изобразит Люцифера, посланного на Землю жить жизнью человека. Вот да: Люцифер из него в самый раз! Еще из него получился бы хороший полицейский, этакий новый «крепкий орешек». Впрочем, замечаешь и его отличие от Брюса Уиллиса. У того в глазах читаются честность да упертость. А у Дэниела Крейга в сцене в казино, где идет игра в покер на десятки миллионов в иностранной валюте, в глазах отражается понтярство. И даже этакий снобизм.
Разумеется, продюсеры бондианы - ушлые бизнесмены, и не идиоты, чтобы идти на неоправданный риск. Если они решили изменить имидж Бонда (мы пока не можем судить о том, насколько радикально изменен стиль всего сериала), значит, у них были на то серьезные основания.
Во-первых, нового Бонда потребовал сюжет. «Казино “Рояль”» - самый первый роман Йена Флеминга про Джеймса Бонда (другое дело, что действие его, понятно, перенесено в современность). Бонд, сражающийся здесь с террористами и негодяем, который снабжает их десятками миллионов (а миллионы выигрывает в казино), еще как бы недоБонд. В начале фильма у него даже нет лицензии на убийство во имя демократии и Ее Величества. Он и должен быть не слишком пока узнаваемым. Вдобавок, это ведь еще и относительно молодой Бонд: Дэниел Крейг - первый актер со времен Джорджа Лазенби, кто сыграл Бонда, не достигши 40-летнего возраста (впрочем, ему 38, а Коннери дебютировал в бондиане в 32).
Во-вторых и в-третьих, изменений имиджа потребовали новые времена, породившие, помимо прочего, новую аудиторию.
Едва ли не главной проблемой Бонда в последние годы оказалась его старомодность. Бондиана - сериал, порожденный ушедшей в прошлое холодной войной: сериал именно шпионский, а не просто суперменско-боевой. Кроме того, его героем зачастую был папик, свой для аудитории 1960–1970-х, когда в кино ходили люди постарше, но несколько чудной для современной молодой публики. Тем не менее фильмы про Бонда упорно ориентировались на прошлое - на прошлые фильмы с ним - еще и для того, чтобы подчеркнуть, что между всеми Бондами есть связь, чтобы публика поверила, что это один и тот же персонаж.Особенно много цитат из классической бондианы оказалось в фильме 1999 г. «И целого мира мало». Это последний бондовский фильм XXвека, и, вероятно, поэтому он весь пронизан временной ностальгией, повернут в темы прошлого, идеи прошлого, моду прошлого.
Если учесть, что папик-Бонд еще и периодически старел (резко постарел к своему последнему фильму «Вид на убийство» Роджер Мур, потом вдруг резко сдал Броснан), то ситуация становилась угрожающей: Бонд мог потерять молодую аудиторию, которая и приносит деньги в кассы кинотеатров. Поэтому уже прошлый «Бонд-20» под названием «Умри, но не сейчас» сильно отличался от предыдущих. Бонда окружал миллион суперсовременнейших, выдуманных авторами фильма технологических штучек. Например, компьютерные очки для тренажа, которые позволяют смоделировать что угодно: скажем, нападение террористов на офис MI-6. Привело это, однако, к тому, что за наворотами шпионско-военных технологий сам Бонд как-то потерялся.
Кажется, создатели «Казино “Рояль”» это учли; говорю об этом с осторожностью, но в роликах фильма не видно лазеров, испепеляющих противника из космоса. Зато они развили другую линию, тоже впервые намеченную в «Умри, но не сейчас»: то был экшн гораздо более чистого и стандартного толка, нежели прежние картины с Бондом, которые всегда оставались полупародийными. В том фильме впервые можно было увидеть страдающего и даже рефлексирующего Бонда!
В паре ситуаций я даже ловил себя на мысли, что начинаю переживать за судьбу Агента 007, хотя ясно, что он все равно выиграет, а в финале уложит девушку в постель.
Так вот, судя по всему, «Казино “Рояль”» - еще более объективистский боевик. С поправкой на то, что машина Бонда разбивается, сделав сто пять переворотов в воздухе, а ему - ничего. Еще и потому фильму понадобилось такое обыденное, не модельное, не конфетное, не гламурное лицо секретного агента - понадобился не только фрачный, но и потный-немытый Бонд. Понадобились трюки, которые невероятны для обычного человека, но не столь непредставимы, скажем, для гимнаста: в роликах подчеркивается, что эффектный трюк, когда Бонд бежит вверх по наклоненной под углом чуть ли не в сорок пять градусов стреле башенного крана, Дэниел Крейг выполнял сам. Видимо, продюсеры фильма почувствовали, что пародийный Бонд (у которого все равно останутся толпы фанатов) больше не привлекает широкую аудиторию. В интервью они подчеркивают, что хотели сделать фильм much more realistic.
Представить рядом с новым 007 гиганта с железными зубами (комиксового персонажа из классической бондианы) или подлодки, заглатывающие другие подлодки, просто невозможно.
Можно сказать, что речь идет об очеловечивании Бонда. Из прошлого ему оставлены две традиционные девушки, одна из которых, по идее, должна оказаться злодейкой, да коктейль мартини-водка-смешать-но не взбалтывать. Ну и конечно, оставлено суперменство, но мы уже отчасти сказали, что и оно иного толка. Прежний Бонд оставался суперменом, каких не бывает. Этот новый - из тех, каковым, если постараться, можешь стать и ты. И опять-таки мы возвращаемся к проблеме его нового лица. По аналогии с girl-next-door, что в Америке не просто понятие, но целая идеология (не ищи для счастья девушку из журнала Playboy, приглядись к скромной на вид соседке - она, возможно, краше; душой - точно), нового Бонда хочется назвать Bond-next-door.
Самое, однако, коммерчески хитрое в простом мужицком лице Дэниела Крейга - что оно именно мужицкое. Лицо мачо. Самый сильный удар по классическому имиджу Бонда нанесли времена политкорректности.
Главный ствол Бонда (пистолет), конечно же, всегда оставался символом фаллоса. Но в 90-е фаллоцентризм бондианы был разрушен. Бонд все так же тащил девочек в постель, но сам выбор Броснана на роль ноль-ноль-седьмого отдавал компромиссом. Броснан ведь не выглядит таким брутальным мачо, как Шон Коннери. У него даже взгляд слишком мягкий. В «Умри, но не сейчас» дело попытались исправить. В том последнем фильме с Бондом-Броснаном герой вновь, прямо как во времена Коннери, стал глядеть на девушек более потребительски. Но создатели фильма все-таки испугались феминисток и, чтобы те не взъелись, применили уморительный приемчик. Девушки стали играть в отношениях с Бондом активную роль. Он, конечно, первый обращал на них внимание - но они первыми предлагали ему отправиться в койку. И занимали позицию сверху.
Интересно, означает ли мужицки непроницаемая физиономия Крейга, что Бонд возьмет реванш и в постели? Продюсеры, по крайней мере, в нем уверены. Не успел появиться и то ли победить, то ли провалиться в прокате «Бонд-21», а на 2008-й уже запланирован выход фильма под кодовым названием «Бонд-22». Тоже с Крейгом.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.