Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.09.2006 | Книги

Окрестности Довлатова

Редакторские колонки из газеты "Новый американец" как образчик глянцевой эссеистики

Два года, на протяжении которых Сергей Довлатов оставался главным редактором нью-йоркской газеты «Новый американец», сам он называл самыми счастливыми в своей жизни. «Звезда многотиражек» в Ленинграде и Таллине, в эмиграции писатель получил возможность издавать формально второй (после «Нового русского слова»), а по сути дела единственный популярный русскоязычный еженедельник в Америке. Качественная перемена в статусе спровоцировала и перелом в отношении Довлатова к журналистике как таковой: горячо презирая ее в Союзе, в США он проникся к этому занятию подлинной страстью. Именно эта страсть выплеснулась на страницы газеты в виде редакторских колонок, открывавших каждый ее выпуск и задававших ей определенный внутренний ритм. Впервые собранные под одной обложкой, эти колонки вместе с другими текстами из «Нового Американца» составили объемистый том, позволяющий читателю взглянуть на окружающий мир глазами Довлатова.

В отличие от обаятельно-эгоцентричной довлатовской прозы, его газетная журналистика представляет собой честную попытку выйти за пределы собственной персоны и всерьез задуматься о предметах, казалось бы, довольно абстрактных. Какова социальная функция юмора в условиях тоталитаризма? Допустимы ли аборты? Как американцы воспринимают историю – собственную и европейскую? В чем смысл борьбы с тараканами?

Какие-то из этих тем звучат сегодня архаично, какие-то – вполне актуально, однако ключевой фактор, объединяющий в высшей степени разнородные заметки, – узнаваемая, необыкновенно современная интонация. В те времена, когда Довлатов сочинял свои колонки, слово «эссе» еще не успело войти в российский газетно-журнальный обиход, однако тексты, составившие «Речь без повода», представляют собой чистейший (и, надо сказать, очень достойный) образчик этого популярного ныне жанра. Что заставляет пересмотреть расхожее мнение, единодушно приписывающее честь внедрения эссеистики в российскую словесностью Петру Вайлю и Александру Генису – кстати, коллегам Довлатова по «Новому американцу» и авторам предисловия к нынешнему сборнику.



Источник: "Эксперт", №34 (528), 18.09.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.04.2019
Книги

Самый что ни на есть первый

В «Отделе» кроется хитрость: на самом деле роман не второй, а самый что ни на есть первый, так же напечатанный в «Волге» аж три года назад. В книге легко просматривается сальниковский стиль: герои, несмотря на жестокость, выглядят нелепыми и смешными, а реальность периодически сбоит и удаляется от нормы.

Стенгазета
25.03.2019
Книги

Приговор Европе

Выбор темы и места действия романа не удивляют. Дмитрий Петровский — консерватор и националист, автор «Спутника & Погрома» и Russia Today, житель Берлина и критик устоев современной Европы. Во взглядах автора и кроется основной смысл романа.