На прошлой неделе пленарное заседание обязательной ежегодной конференции Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) проходило не в Институте философии, как обычно, а в Российской академии образования — здесь зал побольше, но и он не смог вместить всех желающих: несмотря на принесенные дополнительные стулья, народ сидел и на подоконниках, и в проходах на полу, толпился за дверьми. А вот детей в зале было как-то подозрительно мало. Может, в СФИ теперь идет народ постарше? Помню, когда пять лет назад я впервые попала на институтскую конференцию, то была поражена обилием в зале младенцев — они ползали между рядами, безмятежно дрыгали ногами в колясках. Многие слушательницы приходили на заседания едва ли не с грудными детьми, которые, к моему изумлению, вели себя на редкость пристойно. А окружающие и докладчики так и просто не обращали на них никакого внимания. Теперь я углядела лишь четверых или пятерых детсадовцев: пристроившись рядом с мамами, они тихонечко возились с какой-то плюшевой мелочью — закалка.
Шестнадцатая по счету конференция, посвященная теме «Свобода — дар Духа и призвание в Церкви и обществе», собрала, как всегда, высококлассных специалистов из России и зарубежных стран.
Из Парижа приехал Никита Струве, главный редактор журнала «Вестник русского христианского движения», который уже восьмой год выступает в роли соучредителя конференции, из Пскова — известный специалист по церковному праву протоиерей Павел Адельгейм. С яркими докладами выступили поэт и филолог Ольга Седакова («Свобода и эсхатологическая реальность»), преподаватель СФИ Давид Гзгзян («Свобода как дар Духа») и сам ректор института священник Георгий Кочетков («Нужны ли церкви и обществу бердяевская свобода и булгаковская софиология»). В рамках конференции прошел вечер «Солидарность поколений как фактор гражданской свободы», посвященный «шестидесятникам» и «семидесятникам», которые, как они сами признались, уже жили с внутренней убежденностью, что КГБ не всесилен, что можно жить по совести. Однако доклады и круглые столы — дело для конференции обычное. Дискуссионные семинары (числом четырнадцать), по которым участники разбрелись на второй день, казалось бы, тоже обычное. Но на семинаре «Опыт диалога церкви и общества: прорыв немоты», который привлек мое внимание и который проводило Свято-Архангельское братство, меня ждало нечто вполне неожиданное.
Объясню для начала, что такое братство. Это объединение мирян, возникающее, как правило, при приходе (хотя в дальнейшем к нему могут присоединиться верующие из других общин, согласные с целями и уставом братства), которое берет на себя решение различных насущных задач и существует за счет членских взносов и пожертвований. В ХIХ веке в России братства условно делились по видам деятельности на просветительские, миссионерские, церковноустроительные и благотворительные. Сейчас же, по бедности нашей церковной жизни, братства обыкновенно сочетают все эти задачи, хотя, например, в Воронеже уже появилось Православное экологическое братство, а в Витебске Православное медицинское братство.
Свято-Архангельское братство, которое возникло 13 лет назад при Свято-Сретенском храме в селе Заостровье под Архангельском (настоятель Иоанн Привалов), в первую очередь ориентировано на просветительско-миссионерскую работу.
И семинар оно проводило силами не только приглашенных гостей — дочери Лидии Чуковской Елены Чуковской, ученицы Л. Чуковской Софьи Богатыревой (Денвер, США), режиссера Аркадия Серенко, поставившего фильм по повести Л. Чуковской «Софья Петровна», литератора Самуила Лурье, Юлии Сычевой, одного из создателей сайта, посвященного семье Чуковских, — но и самих членов братства: его духовного попечителя о. Иоанна Привалова, помощницы батюшки Ирины Пономаревой и рядовых членов, пожелавших высказаться на обозначенную тему.
Но почему, собственно, такое внимание к семье Чуковских и в первую очередь к Лидии Корнеевне? Дело в том, что в ее предельно честной, по сути подвижнической жизни (всего здесь не перечислить, но достаточно упомянуть повесть о сталинских репрессиях «Софья Петровна», написанную непосредственно по следам событий в 1939/40 годах и впервые изданную лишь в 1988-м, с риском для жизни сохраненные записи о встречах с Ахматовой и открытое возмущение травлей Пастернака, Солженицына и Сахарова) члены братства и увидели тот самый «прорыв немоты», поступок освобождения внутри себя, освобождения от духовного рабства, от того, что мешает проявлению в человеке образа Божия.
В героине повести «Софья Петровна» они узнали самих себя: скованных данностью и потому живущих по инерции, часто не понимающих и не пытающихся разобраться в том, что происходит вокруг и в их собственной жизни, готовых мириться с полуправдой.
«Есть иллюзия, — сказала в своем выступлении Ирина, — вошел в Церковь — дело сделано. Мы непуганые, живем совсем в другой среде. Но я была поражена тем, как она (Л.Чуковская — «ЕЖ») могла отличать зло от добра, находясь внутри ситуации. Ей был дан пророческий взгляд. Это большая ценность для жизни и общества. Родить вопрос — уже действие, вопрос рождает энергию. Нужно уметь задавать вопросы». «Опыт Лидии Корнеевны важен тем, что мы начинаем думать, а что мы сами можем сделать. Ее боль о происходящем в стране будет узнана, будет оказывать влияние на людей — и в этом тоже духовный опыт», — сказал Николай.
Творчество Лидии Чуковской стало, по слову отца Иоанна, приглашением к поступку.
По инициативе братства и Сретенского храма в Архангельске теперь регулярно проходят культурно-просветительские встречи.
Состоялся вечер памяти Сергея Аверинцева, с лекциями и чтением стихов выступали Ольга Седакова, Сергей Юрский, провели беседы Елена Чуковская, филолог, преподаватель РГГУ Анна Шмаина-Великанова, историк церкви Дмитрий Поспеловский из Канады, профессор-славист из Женевского университета Жорж Нива, Никита Струве рассказывал об издательстве ИМКА-Пресс, которое он возглавляет уже почти полвека. Братство берет на себя расходы на приезд и обустройство гостей, снабжает городские библиотеки их книгами.
Оно также взялось за публикацию произведений Лидии Чуковской.
В архангельском издательстве «Правда Севера» вышли ее воспоминания об отце «Памяти детства» (2005), всю подготовительную работу члены братства выполнили самостоятельно, помогали и с распространением тиража. Почти через полвека после первого издания увидела свет дополненная версия книги «В лаборатории редактора» (в той же «Правде Севера», 2005), в частности туда вошли никогда не печатавшиеся воспоминания о Маршаке, теперь братство думает, не издать ли антологию детской поэзии, составленную когда-то Лидией Чуковской и Софьей Богатыревой и не вышедшую из-за очередного витка гонений на писательницу.
Организуемые братством встречи важны не только тем, что дают возможность жителям Архангельска послушать представителей интеллектуальной элиты, они создают питательную среду для диалога с местной интеллигенцией, для культурного возрождения провинции, куда и книги-то теперь практически не доходят из-за разрушенной системы распространения. «Я теперь совсем забыла телевизор, — призналась в своем выступлении Надежда, — все читаю и читаю. Мы ведь понимаем, насколько нам не хватает знаний».
Некоторые лекции братство также издает в виде брошюрок, только что вышла, например, лекция Ольги Седаковой «Посредственность как социальная опасность».
В последнее время руководители Московской патриархии много говорят о возрастающей роли церкви в обществе, ее праве высказываться по всем насущным проблемам современной жизни и необходимости сотрудничества светских и церковных организаций. Однако когда дело доходит непосредственно до сотрудничества, часто оказывается, что речь идет о заключении очередных соглашений со всевозможными государственными структурами (от министерств до муниципальных органов), которые должны помогать церкви в ее сугубо церковных начинаниях. Даже в своих благотворительных проектах церковные люди совсем не всегда согласны объединяться с нецерковными: так, например, когда в московской Комиссии по церковной социальной деятельности организовывали курсы для людей, готовых идти воспитателями в детские дома или взять детей на воспитание, то невоцерковленных на эти курсы не записывали, несмотря на то, что желающие были. Правда, после трагедии на Черкизовском рынке 21 августа та же комиссия первой из церковных организаций пришла на помощь пострадавшим. В больницах, куда направили раненых, работают православные сестры милосердия, всех снабдили необходимыми вещами (туалетными принадлежностями и одеждой, которая у многих испорчена после взрыва), приносят фрукты и воду.
Такие акции православных, как оперативная помощь пострадавшим, просветительские усилия Свято-Архангельского братства да и самого Свято-Филаретовского института, чьи конференции из в год собирают самых разных, иногда довольно неожиданных, людей (на сей раз среди участников оказался Юрий Афанасьев) — немногие пока примеры радения не только о «малом стаде», попытка на деле открыть Церковь обществу, совершить усилие взаимного узнавания и взять на себя часть общественных забот, не всегда напрямую связанных с религиозными нуждами. Попытка возвратить в нашу жизнь милосердие, честность и правду. По сути истинно гражданственная позиция.
«Мы в начале прорыва немоты, — сказал под конец семинара о. Иоанн, — будем думать, как это делать более успешно».
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»