Австралия-США, 2006
01.08.2006 | Кино
Воистину вернулсяКино о новых приключениях Супермена - полное библейских аллюзий, дорогое и неожиданно тоскливое.
После шестилетнего путешествия на историческую родину – то есть на руины планеты Криптон – Супермен (Брендон Рут) возвращается на Землю.У нас тут все по-прежнему – люди болеют и гибнут, любимая девушка Луис (Кейт Босуорт) вышла замуж, родила сына по имени Джейсон и снова стала неприступна, газеты все так же падки на материалы о парне с большой буквы «S». Зато с невиданной прежде остротой встает квартирный вопрос – Лекс Лютор (непривычно злобный Кевин Спейси), вечный антагонист Супермена, раздобыл некие кристаллы с Криптона и высадил на Южном полюсе семена нового материка. Похожая на гигантского морского ежа, эта «терра инкогнита» разрастается по Земле как сорняк, угрожая сбросить в океан все прочие континенты. Недвижимость Метрополиса в опасности. Супермен взмывает ввысь.
Перед нами – еще один штрейкбрехерский проект студии «Уорнер» с ее давней привычкой отдавать на полировку хорошистам то, от чего отступились великие. Так было с началом Бэтмена (фильм не давался Даррену Аронофски и был передоверен Кристоферу Нолану), так случилось и с возвращением Супермена.
Фильм отобрали у Тима Бёртона и отдали сперва Бретту Ратнеру, а потом МакГи; снятая в итоге Брайаном Сингером, картина вышла скучной и тягучей, как парад бронетехники. Зато, несмотря на некоторые сложности первого уикенда, сейчас этот сиквел уверенно держится в первой тройке американского бокс-офиса.
Безумная чехарда в верхах, разумеется, сказывалась и на подборе актеров. Некоторые варианты были весьма потешными – как вам, например Джонни Депп в роли Лекса Лютора, Энтони Хопкинс в роли папы Супермена, или Эштон Катчер в синем трико?
На Самого просился даже Джеймс Кэвизэл, но Сингер отказал актеру после появления того в терновом венце у Мела Гибсона в «Страстях Христовых» (было бы, действительно, неудобно, если бы во время избиения Супермена подручными Лютора подростки в зале закричали бы «Распни его!»).
Впрочем, намеков на евангельский сюжет здесь и так предостаточно – вместо того, чтобы наполнить китчевую фабулу человеческим содержанием и наделить персонажей хотя бы чувством юмора, Сингер старательно строит из себя умника. Вот, мол, все у нас как положено – есть и отречение (Луис зачем-то врет мужу, что никогда не любила нашего героя), и воскрешение. Есть даже непорочное зачатие – по сюжету выходит, что малыш Джейсон появился у Луис Лейн в результате обычного интервью с Суперменом. Но от летней экранизации комикса ждешь не культурологического этюда, а действия поинтереснее да шуток посмешнее. А здесь главный герой то стоит живым атлантом, то носится над водами, будто муха в жару. Это, знаете ли, не экшн. Это зарядка на плацу.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.