США, 2006
26.07.2006 | Кино
Морские историиЗритель старше 20 по-прежнему чувствует себя на «Пиратах» как на весенних каникулах в третьем классе
В тропических водах по-прежнему неспокойно. Флот всесильной Ост-Индийской компании высаживается на Ямайку и срывает свадьбу Элизабет Суонн (Кира Найтли) и Уилла Тернера (Орландо Блум). Командир карателей Каттлер Беккет (Том Холландер, совсем недавно он точно так же досаждавший героине Найтли в "Гордости и предубеждении") грозит жениху и невесте виселицей. В качестве наказания за совершенные в первой серии проступки Тернера отправляют найти капитана Джека Воробья (Джонни Депп). И не просто найти, а выторговывать у него волшебный компас, который указывает владельцу на объект его самого заветного желания.
В это же самое время капитан Воробей бежит из тюрьмы способом Монте-Кристо, Элизабет удирает с Ямайки в мужском платье, а капитан "Летучего голландца" Дэйви Джонс (этого полутрупа-полукраба сыграл Билл Наи) посылает Джеку черную метку. Теперь Воробей пытается обмануть самого морского черта и спасти свою душу. Чистые сердцем Элизабет и Уилл мотаются по всему Карибскому морю, то находя, то снова теряя друг друга.
Разумеется, развитие сюжета никак не сказалось на омолаживающих свойствах сиквела. Зритель старше 20 по-прежнему чувствует себя на «Пиратах» как на весенних каникулах в третьем классе. Джонни Депп исправно закатывает глаза, несет околесицу и делает ручкой как испанская девица – и это все также очаровательно, хотя уже и привычно. Кира Найтли, вполне овладевшая основами актерского мастерства, дает Наташу Ростову – с той лишь разницей, что по мере взросления ее мисс Суонн превращается из институтки не в плодовитую самку, а в мстительную сучку. Но при всей напускной серьезности актрисы Найтли и беспрерывной болтовне Джонни Деппа по-прежнему ни на секунду не забываешь, что отправной точкой саги послужила не беллетристика, а бессловесный базарный энтертейнтмент – одноименный аттракцион из "Диснейленда". Гэгов тут не просто море – океан. В минуты особо сильного шторма Билл Наи задумчиво шевелит щупальцами (они у него вместо бороды) и в тоске играет на органе "Спят курганы темные". Время от времени все герои сходят на берег и начинают носиться по пляжам, словно в "Айболите-66".
Впрочем, иногда гротескный психологизм все же набегает тучей на всю эту безмятежную возню с парусами и саблями – когда Воробей и Элизабет сближаются меньше, чем на метр, между ними начинают пробегать даже не искры, а синие молнии. Волшебный компас, потеряв курс на сундук мертвеца, тычется стрелкой то в одного, то в другого.
Похоже, в следующей серии она все-таки убежит с этим командором.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.