Амфора, 2006
31.05.2006 | Книги
Евразийский синдромО невообразимой растяжимости детективного жанра
Роман турецкого классика Орхана Памука «Снег» — лишний повод задуматься о невообразимой растяжимости детективного жанра. Похоже, упаковать в эту обертку можно нынче все что угодно: дисциплинируя автора необходимостью выполнить известный набор сюжетных прыжков и приседаний, детектив оставляет ему практически безграничную свободу в том, что касается сути повествования.
На этот раз эргономичная жанровая ниша приютила вещь уж вовсе беспримерную — несмотря на несколько трупов, аккуратно выложенных Памуком в нужных местах романа, на самом деле «Снег» — это трактат о нынешнем противостоянии Востока и Запада.
Сорокалетний турецкий поэт по фамилии Ка, много лет проживший в Германии, по возвращении на родину отправляется в приграничный Карс, — приятель-журналист предложил Ка посетить этот город с тем, чтобы написать статью о тамошней эпидемии самоубийств среди женщин. Однако стоит герою добраться до Карса, как начинается снегопад, блокирующий въезды и выезды, а к самоубийствам добавляется еще и пара убийств. Не успеет Ка и глазом моргнуть, как вокруг него закрутится сложная политическая интрига с участием исламистов, кемалистов (сторонников европеизации Турции), курдских сепаратистов и прочих экзотических личностей.
Впрочем, настоящим детективом роман Памука так и не становится.
Честно отбывая номер с расследованием смертей в Карсе, на полную мощность автор включается только в те моменты, когда ему удается предаться рассуждениям о судьбах современной Турции — и о том, что применительно к дикой и нищей турецкой провинции даже шариатские установления оказываются порой более гуманными, чем узколобые в своей «европейской просвещенности» светские законы.
Из уст человека, на протяжении последних лет фактически единолично представляющего Турцию на мировой культурной арене, подобного рода сообщение звучит пугающе.
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.
Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».