26.04.2006 | Колонка
Время, назад!"Мы благодарны Президенту Владимиру Владимировичу Путину за «наше счастливое детство»
В не столь отдаленные времена любой доклад — и устный, и, уж тем более, письменный – принято было сдабривать цитатами из «классиков марксизма-ленинизма», а в идеале и ссылками на последние постановления партии и правительства. Материалы съездов и пленумов в те времена занимали, как сейчас принято говорить, верхние строчки в списках бестселлеров, поскольку без их упоминания и маститым ученым, и даже школьникам (не говоря уже о партийно-хозяйственной номенклатуре) добиться успеха было сложно, если не невозможно.
С некоторых пор при посещении разного рода вполне себе либеральных мероприятий – круглых столов, конференций и прочих форумов – нет-нет, да и ловишь себя на неприятном ощущении нереальности происходящего. Будто и не было последних 15 лет. Разве что «генеральную линию» определяет не «руководящая и направляющая», а Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин – так его принято писать, все слова с большой буквы.
Испытываешь острое чувство неловкости – будто подловил человека за каким-то постыдным занятием. А ведь и не подлавливал – они сами выходят на трибуны и «себя под Путиным чистят».
Вот, скажем, Александр Шохин – серьезный, казалось бы, человек, всегда числился в либералах и поборниках демократических свобод, глава Российского союза промышленников и предпринимателей, наконец. Выступал Александр Николаевич в начале недели на XV отчетно-выборном съезде вышеозначенной организации, которую некогда называли «профсоюзом олигархов», а теперь какие уж олигархи – так, работодатели.
Публика ожидала от съезда вообще и от Шохина в частности критики нынешнего курса, хотя бы на том основании, что доклад «Инвестиционный климат в России», подготовленный группой экспертов во главе с Евгением Ясиным специально к мероприятию, выдержан, мягко говоря, в пессимистических тонах. Подробно на идеях, изложенных в докладе, останавливаться не стоит, поскольку Евгений Ясин их неоднократно высказывал, в том числе и на страницах ЕЖ. Интересней другое — то, как глава РСПП умудрился практически ничего из этого доклада не использовать. А те проблемы, о которых он все же упомянул, свалить на нерасторопность правительства. В начале своей пространной речи он поспешил заявить: «У нас есть полное взаимопонимание по стратегическим целям и задачам развития страны с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным». Дальше — больше. «Мы благодарны Президенту Владимиру Владимировичу Путину за («наше счастливое детство» — хочется продолжить за оратора, но он сам каким-то чудом довел фразу до конца) политическое решение, снявшее многие озабоченности бизнеса в вопросе переоформления прав собственности на землю».
Вообще после выступления Шохина возникло стойкое ощущение, что после того, как вопрос с выкупом земли под промышленными предприятиями разрешился, главной «головной болью» российского бизнеса стало скорейшее претворение в жизнь президентских нацпроектов.
Александр Николаевич не раз возвращался к этой теме. В начале своего выступления: «У РСПП есть, что предложить. Как показала недавняя встреча с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, бизнес готов существенным образом участвовать в реализации приоритетных национальных проектов». И в конце: «Мы будем принимать активное участие в решении приоритетных социальных задач в сфере действия национальных проектов, в которых видим импульс масштабным структурным реформам, позволяющим перевести решение многих вопросов социальной политики государства на рыночную основу». Очевидно, Шохин писал (или Шохину писали) речь в надежде на то, что в президиуме будет сидеть Владимир Путин, но президент на съезд не пошел, и получилось совсем уж глупо.
К сожалению, даже если бизнес выполнит и перевыполнит все нацпроекты, инвестиционный климат от этого улучшится едва ли. И об инвестиционном росте, который было начался в 2002-2003 годах, если верить авторам подготовленного под руководством Ясина доклада, пока можно только мечтать. Между тем, деловой климат можно оценить в реальных цифрах (что в докладе и сделано). Так, если бы инвестиционная активность частного сектора в России сохранялась, она обеспечивала бы темпы роста промышленного производства в 2005 году на уровне 7,7-10% вместо нынешних 4,0, а темпы роста ВВП – на уровне 10,2-12,6% вместо 6,2.
Слушая Шохина, я невольно вспомнил «Разговор с товарищем Лениным» Владимира Маяковского:
Товарищ Ленин,
я вам докладываю
не по службе,
а по душе.
Товарищ Ленин,
работа адовая
будет
сделана
и делается уже.
Освещаем, одеваем нищь и оголь,
ширится
добыча
угля и руды...
А рядом с этим,
конешно,
много,
много
разной
дряни и ерунды.
Правда, поэт написал это через пять лет после смерти Владимира Ильича, за год до собственного самоубийства.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»