Германия, 2005
19.04.2006 | Кино
Жертвоприношение АвраамаЧего можно ждать от истории, где типичный персонаж фильмов Каурисмяки попадает в обстоятельства книг про др. Лектора?
В руки полиции немецкого города N благодаря счастливому стечению обстоятельств попал серийный убийца, художник-кровосос и педофил Энгель. Сидящий в железной клетке арестант готов рассказать обо всех своих преступлениях, но только одному человеку - Михаэлю Мартенсу, участковому инспектору какой-то глухой деревушки. Когда-то Энгель проезжал через владения Мартенса и мимоходом выпотрошил 12-летнюю девочку. А, может, и не выпотрошил: установить истину по имеющимся уликам невозможно. И вот деревенщина Мартенс едет в большой город - к облегчению земляков, которых он уже здорово утомил своей въедливостью и подозрениями.
После первой же встречи Энгеля и Мартенса становится ясно, что под суровой внешностью психологического триллера скрывается пусть и нечаянная, явно самозародившаяся, но от этого еще более деликатная и смешная комедия.
Впрочем, чего еще можно ждать от истории, где типичный персонаж фильмов Аки Каурисмяки попадает в типичные обстоятельства книг Томаса Харриса про доктора Лектора? Большой город соблазняет немецкого Анискина грубо и безыскусно: мириадами уличных огней, интимным полумраком борделей и недвусмысленными взглядами многоопытной продавщицы из отдела мужской одежды. Маньяк действует хитрее: он разжигает в душе Мартенса давно тлеющую паранойю и христианский пафос, который тут неожиданно хорошо уживается с гиньолем. Скажем, многого стоит эпизод, в котором два следователя с энтузиазмом сеттеров обнюхивают ветхие детские трусики из тайников маньяка. Но не менее замечателен и финал с чудесным явлением герою выводка хорошеньких оленят, словно сошедших с гобелена над кроватью.
Причем тут свалившиеся с неба олени?
Да это аллюзия на историю с жертвоприношением Авраама, которым чувствует себя инспектор Мартенс. Вот ведь чувствительный милиционер!
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.