Германия-Великобритания
20.03.2006 | Кино
Тьмать!«Темные силы» -это торжество прихотливых декораций и зловещего скрипа над смыслом, сюжетом и актрисой Марией Белло
Супруги Джеймс и Адель (Шон Бин, Мария Белло) с дочерью Сарой (Софии Стакей), трудным подростком с наглым лицом и белыми, как лен, волосами, приезжают из города на очень живописное валлийское взморье. Вскоре, поругавшись со своей нервной мамашей, Сара убегает из дома, падает с крутых скал Уэлльса в море и, похоже, тонет. Пока несломленный горем Джеймс с местными рыбаками обшаривает побережье, зареванная Адель сидит дома, но тоже не скучает – быстро знакомится со странной девочкой из подпола (на самом деле, это гостья из ада, которая попала к нам «по обмену» на место Сары) и узнает от нее много краеведческих подробностей. В частности, выясняется, что валлийцы обожают сверлить головы непослушным детям, а под морем тут имеется лаз прямиком в страну мертвых.
Строго говоря, оригинальное название фильма переводится как «Темное» - и это следует понимать буквально. Большую часть времени герои проводят в непролазной тьме, забившись в самые мрачные уголки в общем-то довольно солнечного Уэльса. Адель сразу же заносит в какой-то жуткий пыльный овин, перемазанный запекшейся кровью, потом ее тянет то на заколоченный чердак, то обратно в хлев, а то и в страну мертвых, где об электричестве, ясное дело, не слыхивали.
Топография и психика тут с легкостью перетекают одна в другую, так что можно понимать маршруты очевидно чокнутой мамаши метафорически. Ответственность за эти скитания явно лежит на совести не сценариста или режиссера, а художника-постановщика.
Он мощно отодвинул плечом логику и композицию – ради роскошных склизких интерьеров а-ля «Silent Hill»(страшно подумать, что же мы увидим весной в настоящей экранизации этого жуткого компьютерного квеста), величественных равнинных пейзажей с дохлыми овцами (так и просятся на обложку какого-нибудь альбома группы Coil) и поясными портретами хорошеньких девочек с окровавленными бинтами на голове и бельмами вместо глаз (как у венского художника Готфрида Хельнвайна). Мощный поток темного галлюциноза рвет и без того некрепкий сюжет на конфетти. Комический эффект возникает от вопиющего несоответствия безукоризненно апокалиптического антуража (падеж скота, замурованные в стенах квартиры посылки с того света, сектанты, трепанации черепа, массовые самоубийства, прочие ужасы) и честных, открытых лиц героев, с воодушевлением принимающих отправленные стучащей форточкой сигналы морзянки. Я в аду, вышли денег.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.