21.03.2006 | Архитектура / Интервью
Метро — это как Большой театрГлавный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков о том, почему современные станции метро выглядят так и никак иначе
- Давайте для начала разберемся, в каком стиле строятся современные станции метро в России, ну и конкретнее в Москве.
- Есть тенденции развития архитектуры - мировые, российские, московские, может, они развиваются в одном направлении, может, расходятся в совершенно разные стороны, а есть традиции и тенденции развития подземной архитектуры. На первый взгляд, все идет в одной струе, как подземная, так и наземная архитектура, но если разобраться, вникнуть в это дело, то выясняется, что подземная архитектура живет несколько иной жизнью.
Не только потому, что станции строятся под землей, а там темно, но главное в том, что архитектура метро родилась в 1931-1935 годах по велению партии и правительства, тогда же появилось ключевое слово «дворец». Давление 30-х годов волей-неволей присутствует сегодня в нашей подземной архитектуре.
Идет балансирование на грани между традиционной архитектурой и новой. Может быть, это интересно, может быть, эта игра в стили дает свой результат - вот станции «Аннино» или «Парк Победы» дважды выдвигались на Государственную премию, причем не нами, а другими организациями. В обществе, а не только в среде профессионалов, есть достаточно положительные отклики. Поэтому балансирование на стилистических тонкостях, наверное, что-то дает.
- А какие из открытых станций вы можете назвать любимыми или близкими к идеальным?
- Это очень сложный вопрос. Если говорить о традиционных формах московской или сталинской архитектуры, то это «Парк Победы». Она намеренно сделана именно в традициях той архитектуры, именно потому, что это «Парк Победы». Мы думали только об одном: на станцию придут ветераны, они должны увидеть традиционный пилон, и цвета, которые там должны быть, - красный и белый. Но при этом на «Парке Победы» сделано все современным языком, и этот синтез одного с другим дал определенный результат.
Но есть совершенно новая архитектура - это Бутовская линия, которая сделана по-новому, без оглядки на традиции, потому что это легкий метрополитен, есть все-таки не совсем метрополитен, а уже в некотором роде наземные сооружения. Также интересна реконструкция станции «Воробьевы горы», она тоже не подземная, и ее решение сделано новым языком.
- А почему нельзя построить полностью современную линию, как «Метеор» в Париже, Jubilee Line Extension в Лондоне?
- Там одна станция стоит как любая наша линия, деньги просто несоотносимые. Новая линия в Лондоне - это абсолютно уникальное сооружение, нам такое не снилось. А 14-я линия парижского метрополитена - сказка, это непостижимо, это космическая и архитектура, и, главное, технология.
У нас не бывает такого, мы сразу целую линию не проектируем. Все какие-то точечные объекты. Например, Митинско-Строгинская линия, которую мы недавно утвердили, получилась такой: следующая после «Парка Победы» станция, «Славянский бульвар», - новая, а «Кунцевская», к которой мы приходим, - это станция реконструируемая. Дальше «Молодежная» и «Крылатское» - вообще старые станции. Потом «Строгино», станция, проект которой мы согласовали примерно полгода назад. К сожалению, она не будет двухэтажной, как мы планировали первоначально... Будем жалеть и кусать локти, потому что вторую станцию мы уже туда не подведем никогда в жизни. Тем не менее «Строгино», наверное, окажется интересной станцией. Потом «выплыла» станция «Мякининская» в Московской области. Заканчивается линия «Волоколамской» и «Митином», а эти станции вообще десять лет назад были спроектированы. У нас структура никогда не выстраивается, мы не знаем, что будет завтра из-за нашей расхлябанности и безалаберности.
- Попытки создания станций современной архитектуры в московском метро все-таки наблюдаются. Например, «Деловой центр», причисляемый многими к хай-теку, явно сделан с оглядкой на современные метрополитены в других странах.
- Да какой это хай-тек! К сожалению, «Деловой центр» мы проектировали десять лет назад, и когда пришло время его строить, проект надо было бы переработать, но авторский коллектив не пошел на это. Надо было обновить проект, довести до ума, без этого станция получилась чуть-чуть устаревшая. Ну и если по-честному, то мы, конечно же, на Запад оглядывались.
Еще одна станция в Сити - «Международная» - будет абсолютно новой архитектуры, и, думаю, «Международная» получится просто блестяще. Хотя конструкция там достаточно зажата, но думаю, все-таки получится.
- Ничего не слышно еще про две станции, которые откроются в следующем году в самом центре Москвы, я имею в виду центральный участок Люблинской линии?
- «Сретенский бульвар» и «Трубная» -- при моей жизни это последние глубокие станции в Москве. Строительство «Достоевской» и «Марьиной Рощи» перелезет на 2015 год, а что через десять лет случится, не знаю. «Сретенский бульвар» будет очень смешной станцией. Может, раз уж у нас постмодернизм, и надо сделать откровенный китч - у каждого пилона поставить тридцать разных скульптур тридцати разных авторов, чтобы все обхихикались? Может быть такой подход? Мне кажется, может, ведь у нас метрополитен не транспортное сооружение, это наше все, это как Большой театр и Гагарин.
Gомню, как я первый раз попала в Детский мир на Лубянской площади. Ощущение, что ты прям в сказку попал: уххххтыыыы, так классно! У нас в городе такого разнообразия не было. Я запомнила не игрушки, а какой-то отдел, где продавали восковые овощи всякие, яблоки, вот это всё для художников. Какое сокровище! Там краски! Вот это всё, что мы доставали непонятными путями, кто-то с кем-то договаривался, чтобы откуда-то привезли. Дефицит же был.
Когда мы ехали, был ливень огромный: мы только собрались все, нарядились, накрасились, выходим во двор - и вдруг ливень. Но мы приехали, и все было уже подготовлено, красная дорожка со всеми фотографированиями, официальный человек от Академии нам помог пройти и сказал: наслаждайтесь, можете здесь провести сколько угодно времени. Это было как-то вдруг приятно, расслабленная атмосфера, совсем не такая, как мы ожидали.