Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.03.2006 | Колонка

Сдача Ирана

Стоило Кондолизе Райс цыкнуть посильнее, как вся российская «самость» тут же и закончилась

Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров стал жертвой наглой клеветы. Сразу несколько газет обвинили его в холодной расчетливости и даже коварстве. Поводом послужила история с передачей так называемого иранского досье в Совет безопасности ООН. Россия в течение длительного времени и без всякого успеха вела переговоры с Тегераном, пытаясь склонить его к отказу от обогащения урана на иранской территории. Но чем дольше шли переговоры, тем яснее становилось – иранцы используют их только для того, чтобы протянуть время, наработать хоть сколько-нибудь обогащенного урана. При этом у них нет необходимости создавать ядерное оружие и проводить его испытания. Нужно создать у других стран ощущение, что Иран обладает неким «ядерным устройством». Как показывает северокорейский опыт, этого вполне достаточно для широкомасштабного шантажа мирового сообщества.

К марту все поняли, что в рамках деятельности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) проблему решить невозможно – пора передавать «иранское досье» на рассмотрение Совета безопасности ООН. И только российские дипломаты упорно пытались договориться с иранцами. Сначала им предложили обогащать уран на российской территории. А к началу недели западные СМИ со ссылкой на чиновников МАГАТЭ распространили информацию, что Москва готова разрешить вести обогащение и на иранской территории, но только в «незначительных количествах» и исключительно в научных целях. По сути, речь шла о прикрытии военной ядерной программы (впоследствии Лавров опроверг эту информацию).

И тут случилось чудо. В день, когда началась сессия МАГАТЭ, Сергей Лавров прибыл в Америку. А там, поужинав с госсекретарем Кондолизой Райс, вдруг кардинально изменил российский внешнеполитический курс. «У России нет интересов в отношении Ирана, отличных от интересов наших европейских партнеров и США», — заявил он. Уже на следующий день управляющие МАГАТЭ проголосовали за передачу иранского досье в Совбез. Россия не возражала.

И вот тогда-то у некоторых журналистов родилась теория о том, что Москва заранее спланировала именно такое развитие событий. Сергей Лавров, мол, несколько месяцев вел чрезвычайно изощренную игру. С одной стороны, Россия позиционировала себя как защитницу интересов Ирана на международной арене. Рассчитывая на ее поддержку, Тегеран и проявлял неуступчивость. А с другой стороны, Лавров, оказывается, ждал момента, когда можно будет подороже продать иранцев. Ставки достигли максимума как раз на этой неделе. И российский министр сорвал банк.

Но я уверенно заявляю, что все это гнусная клевета. Дело даже не в том, что отечественное внешнеполитическое ведомство неспособно что-либо планировать в принципе. Любопытно, что же такого ценного выиграл наш Талейран. Оказывается, сдав Иран, он получил взамен… обещание, что президент Буш возьмет под свой личный контроль российско-американские переговоры о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) с целью их скорейшего завершения. Эти обещания Белый дом не скупясь выдает последние несколько лет. О том же, что США отказываются от требования допустить в Россию иностранные кредитные организации, что и является камнем преткновения на переговорах о вступлении в ВТО, не было сказано ни слова.

Говорят также, что сдача Ирана – плата за то, что Вашингтон игнорирует мнение тех, кто утверждает: в России установился авторитарный режим и требует на этом основании исключить нашу страну из «большой восьмерки». Но если так, то получается, что это США переиграли Россию, ловко манипулируя амбициями Владимира Путина. Это означает, что ему предлагали место в элитном клубе, заранее собираясь шантажировать его возможным позорным изгнанием.

На самом деле, ни у России, ни у США нет, увы, продуманной стратегии в отношении друг друга. Москва занимала «особую» позицию в отношении Ирана только и исключительно затем, чтобы продемонстрировать: Россия по-прежнему является важным игроком на международной арене. При этом никаких серьезных ресурсов для проведения такой политики у нее нет. Ни серьезных рычагов давления на Иран, ни возможности противостоять американскому давлению. И посему стоило Кондолизе Райс цыкнуть посильнее, как вся российская «самость» тут же и закончилась. То же самое произошло в 1999 году во время югославского кризиса. Москва грудью стала на защиту Милошевича, чем убедила его, что этнические чистки сойдут ему с рук. Позже, протестуя против натовской операции, российский премьер Примаков отказался от визита в США и развернул самолет над Атлантикой. Но потом Москва сразу сдала свою позицию. Не помогла даже авантюра с захватом приштинского аэродрома. Причина все та же – для проведения «самостоятельной», а говоря попросту антиамериканской политики, нет ресурсов.

Югославия, Иран… Подготовиться ХАМАСу.



Источник: "Ежедневный журнал", 11.03.2006,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»