публикация:
Стенгазета
Текст: Кадрия Садыкова
Такое чувство, что из-за пандемии мы увидели все слабые места музыкальной индустрии. Театры показывают спектакли онлайн и они все еще дарят столько же впечатлений, как и раньше — режиссеры рассказывают свои истории, сюжеты все так же увлекательны. Даже спектакль оказывается можно по Zoom поставить и показать. Получается, что театр в принципе (со стороны зрителя, имеется ввиду) существует как обычно, просто в другом виде и пока непонятно к чему все это приведет: ждет ли нас появление какого-то нового театрального жанра или все забудут о сети через неделю после выхода с самоизоляции? А могут ли музыкальные концерты существовать в таких условиях?
Нет, не могут, только если это не концерты академической музыки. Давайте подумаем, для рядового слушателя основной профит от похода на концерт — энергетика, которую ты получаешь со сцены, «мочилово» на танцполе, короче говоря, тусовка. Возможна ли она в условиях онлайн концерта? Нет, очевидно, только если вы сами не побеситесь в центре комнаты, снося на своем пути, диваны, стулья и кота.
То есть непонятно зачем нужен онлайн концерт, особенно, конечно, не ясно для чего собирать аж целые фестивали, как это случилось с «Болью» в концерте марта. Единственное, что мы поняли это, что музыка группы Хадн дадн, которая чуть ли не священна со слов критиков, ужасно неинтересно звучит вживую и продолжает быть абсолютно невыносимой. А еще, что обласканные андеграундом ВЕД любят ускорять темп в своих песнях, не справляются с этим и заваливают выступление.
Очевидно, что все удовольствие тут достается музыкантам, которые, конечно, все еще продолжают ловить кайф находясь на сцене. Оно, конечно, не так как прежде, никто не кричит в ответ, не поддерживает, и не ясно — нравится твоя музыка или закидали бы тебя тухлыми помидорами в другой ситуации. Но удовольствие есть, для них тут ничего не поменялось. В отличие от слушателя, который заперт в своих четырех стенах и радуется такой маленькой возможности посмотреть на своих кумиров в живую, с упоением проглатывая идею о том, что все друг друга поддерживают и все стали друг другу ближе.
К сожалению, кажется, что в таких условиях онлайн концерты могут проводиться, например, в формате квартирников — какой-то маленькой камерной посиделки, где звучит акустическая музыка. Что-то похожее пытался устроить Леонид Агутин на своей трансляции — целый час он пел свои хиты и травил байки о жизни. Несмотря ни на что, это выглядело все еще приличнее, чем Хадн дадн.
По-моему, такая ситуация — не повод расстраиваться. Во-первых, такие качественные записи живых выступлений, например, отличная возможность для музыкантов детально увидеть и разобрать свои проблемы. На каком-нибудь другом концерте сделать это невозможно, ведь препятствий очень много: от шума толпы до дороговизны записи (особенно это актуально для группы Хадн дадн, у которых, говорят, нет денег клипы снимать).
А во-вторых, все это доказывает то, что переместиться в онлайн полностью мы не сможем, музыка всегда будет тащить нас наружу — в реальный мир, к реальным впечатлениям. А записи концертов пусть остаются как память.
Дополнительно:
Московская группа Хадн дадн собралась в 2016 году. Специально для себя они придумали новый жанр — ляоакын. «“Ляо” в данном случае означает залихватство и присутствие этнических мотивов, а в “акын” мы вкладываем познание мира через личное переживание», — говорит солистка группы Варя Краминова. За четыре года существования музыканты стали чуть ли не самым успешным примером селфмейд коллектива в стране.