Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

23.06.2021 | Музыка

Сибирские панк-нескладёхи

Рецензия студента школы культурной журналистики Арсения Брагинского на альбом группы neznak ъ «Близнецы».

публикация:

Стенгазета


Текст: Арсений Брагинский


Не так давно появившаяся группа neznak ъ интересна уже локацией, из которой они вышли. Есть на просторах нашей Необъятной такое местечко, которое называется Новосибирский Академгородок — эдакое спрятанное в лесу сосредоточение научных институтов и всевозможных IT-компаний. Место со всех сторон совершенно замечательное: тихое, населённое исключительно интеллигентными людьми и потому совершенно не располагающее для творчества, несмотря на полчища проживающей там молодежи. Потому что в Академе никто никуда не спешит, никто не пытается просто так изобретать велосипеды, ведь велосипеды изобретаются в соответствующих НИИ. И поэтому появление там группы, которая пробует и делает что-то интересное — явление весьма редкое для научного центра Сибири.
При этом neznak ъ, состоящие из двух человек — Зара и Дари, работают в самом ожидаемом для Сибири направлении: это пост-панк, построенный на славянских мотивах. То есть стиль, который нам завещали Егор Летов и Янка Дягилева, и который до сих пор доят почти все сибирские группы. Но песни neznak ъ — это не пресловутая “новая сибирская волна” типа групп Ploho, Сруб или Буерак. Их музыка — не гитарная, в ней нет никакой русской хтони, она тихая и минималистичная.

В основе их дебютного лонгплея лежат образы, которые Дарь видела во снах: тонущий автобус, два дышащих водой и мучающих Дарь демона-близнеца. Почти все вокальные партии neznak ъ строят на славянских напевах с лирикой, отсылающей соответственно к русскому песенному фольклору. Именно “отсылающей”— они не используют сами эти традиции, а применяют только воспоминания о них. Примерно так же недавно выстраивали свою музыку Хадн дадн, а ранее — Егор и Опизденевшие. То есть, neznak ъ не занимаются исследованиями традиций, как работающие в этом поле Theodor Bastard или Moon Far Away. Дуэт из Академгородка использует этот язык как наиболее удобный для выбранной образности и легко вызывающий у слушателя необходимые музыкантам коннотации. Притом этот язык может вполне гармонично сосуществовать с лирикой Зинаиды Гиппиус, современницы появления частушек (“Кто не спрятался”).

Инструментальный же язык neznak ъ никакого отношения к фольклору не имеет. Они используют сухие ритмические рисунки драм-машин Sisters of Mercy, электронные звуковые находки Fever Ray ("Видимо"), переплетают свои вокальные партии в духе Medicine Boy, а всё свободное пространство наполняют элементами конкретной музыки, получая суммарный эффект в духе альбома «Silent is Sexy» Einstürzende Neubauten.

Самое же приятное в творчестве neznak ъ — то, что несмотря на откровенную самопальность и скудные технические возможности, они звучат стильно. Трек “Близнецы”, пульсирующий как порочное детище Бликсы и Янки — отличная заявка на хит. А лоснящийся синтами и тематически закольцовывающий альбом трек “Засыпай” может совершенно уместно стоять в одном ряду с треками Хадн дадн. И при этом для записи группа использовали только Ableton, гитару, укулеле и случайно подвернувшуюся на улице сломанную скрипку.

У большинства новых сибирских групп присутствует обязательный набор в виде максимализма, снобизма и узколобого радикализма. К счастью, академовские ребята neznak ъ смогли этого всего избежать и потому изначально выигрывают. Да, с точки зрения продакшна к альбому можно придраться. И хотя neznak ъ — как бы логическое продолжение сибирского панка, стилистически они ушли от него довольно далеко — то есть, списать сырость звука на жанр уже сложно. Но, честное слово, если в нашей стране научатся делать даже такой звук, мир станет немножечко лучше.

Дополнительно:
Появление на альбоме укулеле — вынужденная мера, потому что в процессе записи Зар сжёг себе газовым котлом руку. В итоге, единственное, на чём он мог играть из струнных— это гавайская гитарка. Ею он имитирует звучание азиатских и средневековых инструментов.


 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
20.12.2021
Музыка

Игра для своих

После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?

Стенгазета
18.10.2021
Музыка

Последние песни

Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.