Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.03.2021 | Нешкольная история

Алексей Ильин – картограф и нумизмат. Часть 1

Судьба русского дворянина

публикация:

Стенгазета


Автор: Анна Андреева. На момент написания работы ученица 10 класса, г. Санкт-Петербург. Научный руководитель Елена Павловна Стальмак. 3-я премия XXI Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал


Моя работа посвящена жизни и деятельности картографа и нумизмата Алексея Алексеевича Ильина. Судьба этого человека сложилась непросто: родился в богатой дворянской семье в Петербурге, остался жить и работать в советском Петрограде, хотя мог уехать к эмигрировавшим детям в США, умер в блокадном Ленинграде.

Исследование я поделила на два этапа. Первый – детство Ильина, учеба в Императорском Александровском лицее и работа на семейном предприятии «Картографическое заведение А. Ильина». Второй – послереволюционные годы и работа в Государственном Эрмитаже.

Мне удалось разыскать архивные документы, ранее не исследованные. Я использовала материалы Русского географического общества (РГО), побывала в здании бывшего картографического заведения Ильина (набережная реки Пряжки), в поселке Шум и деревне Теребушка в Кировском районе Ленинградской области, на могиле Ильина на Шуваловском кладбище.

Точная дата рождения Алексея Алексеевича неизвестна. Например, в формулярном списке из Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) стоит 17 августа 1857 года. В документе Императорского Александровского Лицея (ИАЛ) «О приеме воспитанников в 1869–1870 годах» значится 7 августа 1854 года. Думаю, верным следует считать только 1857-й, он указан и на могиле Ильина.

Отец Алексея, Алексей Афиногенович Ильин (1834–1889), был потомственным дворянином, последнее его звание – генерал-лейтенант. Мать, Александра Федоровна Шеринг, – дочь переехавшего в Россию немецкого врача-гомеопата Ореста Шеринга. Семья была многодетной, у Алексея был брат-близнец Афиноген и пять сестер.

Детство Алексея прошло под Петербургом, в родовом имении Сари Новоладожского уезда. Побывав в этих местах, я познакомилась с настоятелем вновь построенного Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Шум Алексеем Владимировичем Луковским. От него я узнала, что местечко Сари теперь входит в состав этого села. Ильиных хоронили внутри храма, находившегося на территории деревенского кладбища. Во время Великой Отечественной войны через Шум проходила Дорога жизни, старинная церковь была уничтожена, а надгробия утрачены. От имения сохранилась лишь «Барская дорожка» — липовая аллея, когда-то ведущая к дому Ильиных.
Родители Алексея Алексеевича были крупными землевладельцами. Усадьба Ильиных славилась замечательной библиотекой и богатым семейным архивом.

«Отец и мать И. души не чаяли в детях, и дети платили тем же», вспоминает о семье Ильиных сокурсник Алексея по Александровскому лицею Петр Попов. Родители стремились дать сыновьям достойное и многостороннее образование, Афиноген окончил элитное Николаевское кавалерийское училище, а Алексей – Императорский Александровский лицей. Юные братья брали уроки рисования и графики, причем их учителем был в то время еще не знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов. Впоследствии его пригласили сотрудником в семейное картографическое заведение.

С 1867 года Алексей Ильин обучается в мужском пансионе статского советника Сергея Васильевича Лялина, где готовили к поступлению в Императорский Александровский лицей. «Маг и волшебник по педагогической части», Лялин организовал круглогодичное обучение детей. Летом будущие студенты жили в его деревне, которая находилась по соседству с усадьбой. Учебный процесс был на самом высоком уровне, там вели занятия многие лицейские преподаватели. Большинству детей удавалось достойно пройти экзамены и поступить в лицей. Супруга Лялина Мария Андреевна была детской писательницей и переводчицей. Она одной из первых получила серебряную медаль им. Семенова-Тян-Шанского Российского географического общества за популяризацию географических трудов русских путешественников. Возможно, именно в пансионе Лялиных зародилась любовь Алексея Ильина к географии.

В Императорский Александровский лицей, бывший Царскосельский, Алексей Ильин поступил в 1869 году. Переведенный из Царского села в Петербург в здание на Каменноостровском проспекте, лицей оставался одним из самых передовых образовательных учреждений того времени.
Многие сокурсники Ильина стали известными государственными деятелями.

Что сохранилось в лицее со времен Пушкина? Во-первых, он по-прежнему был нацелен на подготовку будущих государственных деятелей, сразу после окончания курса выпускник мог поступить на военную или государственную службу. Во-вторых, лицей оставался заведением закрытого типа, туда принимали только детей потомственных дворян. Казеннокоштных лицеистов было меньше, чем своекоштных, основные затраты лицея покрывала плата за обучение последних. В списке своекоштных под № 29 значится Алексей Алексеевич Ильин, сын полковника Генерального штаба Алексея Афиногеновича Ильина, из дворян Владимирской губернии, православного вероисповедания. Отец владеет 9 тыс. десятин удобной земли в Санкт-Петербургской и 3 тыс. в Новгородской губернии, матери принадлежит каменный дом в столице. В лицее успехи оценивались по 12-балльной системе. Ильин показывает средние результаты. Предметы, которые он знает лучше всего, – история и география, за них он получает 11 и 12 баллов. Любовь Алексея к этим дисциплинам затем перерастет в профессию.

Приказом от 8 февраля 1870 года Алексея зачисляют в IV класс с ежегодной оплатой обучения в размере 600 рублей, по сути, из школьника он становится студентом. Университетский цикл давал глубокие знания без разделения на профили. Помимо основных дисциплин лицеисты изучали латинский, французский, немецкий и английский языки.

Лицеисты выпускного курса находились на особом положении. Они были блюстителями лицейского духа, хранителями традиций лицея. Из них выбирались генералы, которые следили за порядком на местах. Например, один следил за кухней, другой выполнял обязанности воспитателя на уроках танцев. При этом в лицее не было «дедовщины», старшие никогда младших не обижали. На экземпляре книги однокурсника Ильина Петра Попова «Шесть лет в Императорском Александровском Лицее (1870–1875)», который хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина, есть дарственная надпись: «Старосте XXXIV и председателю всех Лицейских курсовых старост, дорогому Алексею Алексеевичу Ильину посвящаю мои воспоминания. Попов Петр. 29-го января 1911 года». Таким образом, уже в юношеские годы Ильин проявил организаторские способности.
В декабре 1875 года на выпускном вечере Алексей получает аттестат об окончании Императорского Александровского лицея, чин государственного служащего Х класса и распределение в лейб-гвардии Семеновский полк на правах вольноопределяющегося I разряда.

Годы, проведенные в альма-матер, Алексей Алексеевич вспоминал с теплотой и благодарностью. В 1899 году он принимал активное участие в организации празднования 100-летия со дня рождения Пушкина. Картографическое заведение Ильина бесплатно напечатало избранные произведения писателя («Капитанская дочка», «Полтава», «Борис Годунов») для церковно-приходских школ. Алексей Алексеевич издал книгу «Медали в честь Александра Сергеевича Пушкина». Ильин входил в Комитет Пушкинского лицейского общества и был попечителем лицея.

С 1876 года Алексей Алексеевич начинает работать в семейном «Картографическом заведении А. Ильина». Что же представляло собой это предприятие? Ответить на этот вопрос мне помогли архивные документы.

В январе 1858 года Штаб военно-учебных заведений поручил полковнику Генерального штаба В. А. Полторацкому издать военно-исторический атлас войн 1812–1815 годов. Он обратился за помощью к капитану Генерального штаба Алексею Афиногеновичу Ильину, который какое-то время работал в Военно-топографическом депо. Вместе они открыли «Хромолитографию Полторацкого, Ильина и Ко». В архиве РГО я познакомилась с памятными юбилейными адресами заведения. Благодаря им можно определить точную дату рождения предприятия – 23 января 1859 года. Первоначально оно располагалось в доме по Екатерининскому каналу у Вознесенского моста (ныне угол набережной канала Грибоедова и Вознесенского проспекта). Примечательно, что через 155 лет после открытия фирмы в этот дом переехала моя семья. Поначалу предприятие было совсем небольшим, имелось всего 2 ручных станка. Трудились там в свободное от основной работы время граверы Военно-топографического депо. Первой продукцией стал вышеупомянутый атлас, второй – карта военных действий на севере Италии, выполненная в 4 краски на двух листах. К 1861 году число станков увеличилось до 6, тогда же начали принимать учеников граверного дела.

В 1864 году Полторацкий по службе уезжает в Туркменистан, а издательство переходит в полное владение отца Ильина и называется семейным предприятием «Картографическое заведение А. Ильина». Штат заведения постепенно расширяется, число ручных литографических станков увеличивается до 8. В этот период были напечатаны карта Юго-Восточной Сибири для РГО, атласы рек Волги, Днепра и Северной Двины для Министерства путей сообщения, атлас Западно-Русского края по вероисповеданиям и атлас церквей для Министерства внутренних дел.
За карту Туркестанского генерал-губернаторства РГО присудило заведению Малую серебряную медаль.

В 1867 году был приобретен участок с каменным двухэтажным домом на углу Большой Мастерской улицы и Екатерингофского проспекта (ныне Лермонтовский проспект). В результате перестройки здание становится четырехэтажным. Уже упомянутый Петр Попов пишет: «…в бельэтаже была их квартира, а внизу помещалось известное всей России научно-промышленное заведение. Отец Алексея Алексеевича, в то время полковник генерального штаба, начал свое дело почти без средств, с одним маленьким ручным станком. Непрерывный труд, энергия и добросовестность сделали его под конец жизни богатым человеком. Уже во время нашей лицейской жизни Ильины жили если не роскошно, то достаток и изобилие чувствовались у них в доме во всем».

В архивных документах ЦГИА я познакомилась со свидетельством, выданном в 1868 г. Алексею Афиногеновичу Ильину на право книжной торговли при редакции журнала «Всемирный путешественник», который он же издавал. Позднее он откроет магазин в своем доме на Большой Мастерской.

В 1867-ом в заведение поступил чертежником и гравером тогда еще мало известный Васнецов. В письме к В. В. Стасову он сообщает: «…я поступил к Алексею Афиног<еновичу> Ильину, полковнику Генерального штаба, за 25 руб. в месяц и рисовал там на камне пером и карандашом что придется. Раз пришлось рисовать даже географические горы на карте… Так как я явился в Петербург с 10 руб. в кармане, то такое место было благодатью. Относился он ко мне очень хорошо, и место это я не скоро нашел». Васнецовым были выполнены литографские рисунки для ряда изданий: «Царскосельский лицей, или собрание оружия, принадлежавшего его превосходительству императору Александру Николаевичу», «Козел-Мемека» П. Ряполовского, «Конек-горбунок» П. Ершова, «Детские рассказы и стихотворения» В. Водовозова.

В 1868 году Ильины приобрели во Франции первую плоскую литографскую машину марки «Dupuis». Она позволяла за один день напечатать две тысячи оттисков в одну краску. К 25-летнему юбилею предприятие уже имело одну паровую машину, семь скоропечатных, пятнадцать ручных, одну шлифовальную, две рельефные и одну для растирания красок.

По «Книге для записи работ, проводимых в Картографическом заведении А. Ильина» за 1874 год можно проследить за развитием предприятия. К этому времени оно существенно расширило номенклатуру, издавались карты, планы городов, чертежи, рисунки, таблицы, рисунки-выкройки для портных, портреты царской семьи и известных деятелей, этикетки для товаров, грамоты и похвальные листы, меню для ресторанов. Общий листаж доходил до 100 тысяч. У меня дома хранится прекрасно исполненный большого формата с цветными картами на плотной бумаге «Учебный атлас по русской истории», напечатанный в «Издании картографического заведения А. Ильина».

Благодаря обнаруженному в фондах ЦГИА «Акту осмотра местной полицией артели картографического заведения А. Ильина» я узнала, что предприятие к февралю 1875 года насчитывало 50 человек. Работникам были предоставлены три просторных светлых комнаты с кроватями, одежда и обувь по сезону и хорошее продовольствие. Вредных условий труда комиссией не обнаружено, а за здоровьем сотрудников наблюдает врач.

С того времени, как герой моего исследования начал работать в фирме отца (позже к нему присоединился брат), «Картографическое заведение А. Ильина» стало семейным предприятием, но оно всегда носило имя их отца, основателя заведения. Алексей оказался способным картографом, его коньком и любимым делом стала отмывка гор. «Отмывка» – это пластическое полутоновое изображение рельефа путем наложения теней. Такой прием создает иллюзию выпуклости.
После кончины в 1889 году Алексея Афиногеновича сын Алексей встает во главе издательства. Предприятие расширяется, становится самой большой в России картографической фабрикой того времени.

Ильин принимает решение о покупке земли и строительстве новых зданий. На набережной реки Пряжки был возведен каменный дом с деревянными постройками во дворе (в настоящее время здесь располагается 444 военно-картографическая фабрика). На первом этаже здания находились служебные помещения, оптовый склад и магазин, на втором – квартиры владельцев заведения, третий этаж занимали работники предприятия.

В начале ХХ века в заведении работает 50 граверов и учеников, 22 печатника и 50 помощников. Руководящие должности на предприятии занимали немцы. Продолжительность рабочего дня для печатников составляла 10 часов, а для граверов – 9. Задействовано было 15 машин и 11 станков. Предприятие владело двумя магазинами — один в Санкт-Петербурге, другой в Москве. Издания, выпускавшиеся заведением, продавались во всех книжных магазинах Санкт-Петербурга и во многих городах России. Фабрика выпускала даже учебные глобусы. Вначале печаталась карта, потом ее отправляли во Францию для наклейки на шары, затем на предприятии монтировались глобусы.

Особое значение для картографии имел разработанный предприятием гипсометрический способ показа на географической карте рельефа, который отображается горизонталями с раскраской по высотным ступеням. На производстве Ильиных была принята соответствующая шкала, которая дошла до нашего времени. В 1889 г. в заведении Ильина была отпечатана первая в России гипсометрическая карта Европейской России.

Окончание следует

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде.









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.