Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

19.03.2021 | Театр

Игра в куклы, или о взрослом по-детски

Рецензия студентки школы культурной журналистики Екатерины Кравченко на спектакль Александры Ловянниковой «Мойры Петроградского района» в Московском областном театре кукол

публикация:

Стенгазета


Текст: Екатерина Кравченко


Из древнегреческих богинь судьбы, прядущих нити жизни на веретене, никто еще не делал кукол и не селил в Петроградском районе наших дней. Сделать это решилась режиссер Александра Ловянникова в Московском областной театре кукол. Итак, три сестры-мойры командированы вышестоящим начальством в Северную столицу. Жизни петербуржцев замотаны в катушки, стоящие на полочках в доме мойр. Когда нить истончается, они ее перерезают.
Продолжительностью жизни в Петроградском районе мойры управляют уже давно, пересидели всю войну, устали от холодного заснеженного города и хотят в отпуск в Грецию. Вот-вот к ним должна нагрянуть проверка, опаздывающая на 60 лет, и тут происходит ЧП: теряются ножницы судьбы, перерезающие нити жизни. «Все не как у людей. Теперь же не умрет никто», - говорит одна из сестер.

Спектакль по-детски говорит о взрослом, и в этом его главное очарование. Режиссер создает спектакль в эстетике детского кукольного театра. Выразительные  анимационные голоса придают спектаклю мультипликационный эффект, но за ним спрятаны совсем недетские сюжеты и проблемы: финансовый отчет, одинокая старость, спор о том, стоит ли заводить ребенка. Ножницы попадают в руки нехорошему человеку. Словно маньяк он задумывается над тем, чтобы перерезать нити жизни тем, кто, по его мнению, несчастен и обречен на страдания. Пока мойры ищут ножницы, судьбы переплетаются так, как не должны были. На сцене появляются одинокий старик, время которого на исходе, и бездомная собака, молодая пара, у которой не все гладко в отношениях, и мальчик из детского дома.

Актеры не прячутся за ширмой, становясь продолжением своих подопечных. Куклами становятся перчатки, надетые на руки артистов. Сделаны они настолько ярко и живо, что воспринимаешь героев как полноценных личностей. Эффект этот создается благодаря мастерству актеров. Исполнители настолько виртуозно управляют своими пальцами, что забываешь: на них надеты просто перчатки. У некоторых кукол нет ни одежды, ни париков. Собака оживает, имея только глаза-пуговки, черный тканевый нос и ушки, пришитые на средний палец перчатки. Мойры же наоборот обшиты очень богато: у них яркая одежда и длинные цветные волосы.

Сценой служит стол. На нем и разворачивается действие. Актеры запросто переносят элементы города на сцену, выстраивая маленький картонный Петербург, дома и мосты которого, как конструктор, в два счета собираются и разбираются. Игрушечные декорации кукольного размера стоят на полочках за спиной артистов. Это интересное одновременно и технологическое и художественное решение, которое дает возможность быстро и необычно сменить декорации на глазах у зрителя, а постоянная сборка задает темп и ритм спектаклю.

Автор пьесы Константин Федоров спустил древнегреческих богинь с небес на землю и очеловечил, превратив в очаровательных тетушек. Он озаботил их домашними хлопотами и насытил диалоги забавными бытовыми ссорами. Некоторые фразы однозначно могли бы стать афоризмами. «Совсем очеловечились», — выдает одна из мойр, осуждая коллег за излишнюю жалость.  «На ночь вредно, а ночью можно», — говорят богини, припозднившись с ужином. «Нам всем в отпуск полагается», — решают богини, распутывая нити. Спектакль получился глубокий, одновременно ироничный и серьезный, немного грустный, но с хорошим концом. Не будет спойлером сказать, что мойры, конечно, находят ножницы, но не все нити решают вернуть на свои катушки.

Дополнительно:


 В 2019 году спектакль «Мойры Петроградского района» был номинирован на театральную премию «Золотая маска» в пяти номинациях: «Куклы/спектакль», «Куклы/работа режиссера» (Александра Ловянникова), «Куклы/работа художника» (Александра Ловянникова), «Драма/работа драматурга» (Константин Федоров), «Куклы/работа актера» (Анастасия Игнатенко, Наталья Третьяк).

Александра Ловянникова – актриса, художник, режиссер, создатель музыкально-мультипликационных, интерактивных, кукольных спектаклей в жанре «бэби-театр». В 2012 году окончила ГИТИС (Мастерская Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича). Училась в магистратуре на курсе Кирилла Серебренникова при Школе-студии МХАТ и в Школе театрального лидера. Участвовала в создании спектаклей Новой сцены Александринского театра, МХТ им. А. П. Чехова, Пермского театра оперы и балета, театра «Школа современной пьесы», Театра им. Ермоловой, Театра.doc, Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац и др. Спектакли Ловянниковой неоднократно номинировались на театральную премию «Золотая маска», а также на молодежную театральную премию «Прорыв» (номинация «Лучший художник»).

 

 

 

 

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.