Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

05.03.2021 | Музыка

Борьба за выживание древнего народа Сахары

Рецензия студента школы культурной журналистики Арсения Брагинского на альбом Tamotaït группы Tamikrest на лейбле Glitterbeat.

публикация:

Стенгазета


Текст: Арсений Брагинский


С давних пор в пустынях Магриба существует поверье: увидеть туарега — не к добру. И, как и у большинства поверий, у него есть исчерпывающее объяснение: после встречи с этим пустынным кочевником выживают далеко не все. А в 2012-м году, когда началось одно из самых крупных восстаний туарегов, это поверье стало особенно актуальным. Именно по причине этого конфликта туарегская группа Tamikrest взяла на себя миссию сохранить свой народ и его древние традиции.

Ради этой цели Tamikrest решили пойти дорогой Tinariwen, основателей всей современной туарегской музыки, которые начали путь точно так же — во время крупных восстаний 80-х годов. Tinariwen тогда придумали особый музыкальный язык, прекрасно понятный их соотечественникам. Совместив традиционную музыку туарегов, музыку Мали и родственный им американский блюз, они пели о своём быте, о любви к их землям, о свободе, и эта музыка объединила их народ.

Но война тогда не закончилась, и, более того, с приходом в Северную Африку боевиков Аль-Каиды она перешла на новый уровень. Раньше туареги боролись с государством Мали за право жить на своих древних территориях. Теперь Мали обвинило туарегов в связях с террористами, оккупировало их земли, заставив целые семьи покинуть свои жилища, а для тех, кто остался, малийские моджахеды ввели жёсткий шариат, полностью противоречащий традициям туарегов.
Туарегам был нужен новый голос, который бы так же их объединил, но был более свежим и близким молодым людям. Ими стали Tamikrest под предводительством Усмана Аг Моссы, бежавшего из центра боевых действий города Кидал. Но то, что можно услышать на новом альбоме Tamotaït — уже не совсем та музыка, которой Усман занимался изначально.

Если в начале карьеры Tamikrest играли традиционный туарегский блюз, то в дальнейшем с каждым альбомом они всё больше европеизировали свой саунд. Так, сначала они заметно утяжелили звук гитар, затем избавились от африканских бэк-вокалисток, затем добавили электро-блюзовую гитару с редкими, но совершенно обычными блюзовыми проходами, а после и вовсе заменили почти половину музыкантов в составе на европейцев. Записываются Tamikrest сейчас тоже во Франции.

Поэтому в Tamotaït очень много совершенно нетипичных для Северной Африки, но самых обычных для Европы элементов: сухой продакшн, повсеместные воздушные пэды и космические электронные эффекты. К счастью, Tamikrest умеют писать сильнейшие песни, такие как гимн “Azawad” или “Timtarin”, дуэт с марокканской певицей Хинди Захрой, которые невозможно испортить неудачным продакшном. Впрочем, иногда группа Моссы берётся за действительно странные эксперименты вроде речитатива в “As Sastnan Hidjan” или оголтелого панка “Anha Achal Wad Namda”.

К сожалению, история почти не знает удачных примеров, в которых метисация благотворно влияла на музыку. Но нужно помнить, что основной целью Tamikrest не было писать музыку, их цель была — спасти свой народ. Но, как показывает пример судьбы их же народа, объединения туарегов недостаточно для спасения их культуры. Продуктивнее будет показать как можно большему количеству людей, что у туарегов есть своя находящаяся на грани вымирания культура, своя музыка и этого народа не стоит бояться.

Усман Аг Мосса часто говорит, что ради свободы, единства и мира готов заплатить любую цену. Но его цена — не взять на себя убийство, на что пошло большинство его соратников, а пожертвовать собой и аутентичностью своей музыки.

Дополнительно:

Страх перед туарегами (или, как они себя сами называют, Кел Тамашек — “говорящие на языке Тамашек”) существовал, кажется, с появления этого народа, а упоминал их ещё в XIV веке великий путешественник Ибн Баттута. Уже тогда туареги установили контроль над Сахарой, именно они создали Транссахарский путь — единственный маршрут, по которому можно было безопасно передвигаться по пустыне. А если караван сбивался с маршрута, его грабили. Те же туареги.

В те времена основными занятиями туарегов были грабёж и торговля рабами. К настоящему времени ситуация изменилась. Теперь к этим занятиям добавилась торговля оружием и наркотиками. Как и в прошлом, магрибские берберы до сих пор предостерегают путешественников от самостоятельных поездок по Сахаре, потому что всё ещё можно случайно встретиться с туарегом, и добром это не кончится.

Но страх перед туарегами связан не только с их поступками, но и с их культурой и их внешнем видом. Туареги —дальние родственники берберов, мусульмане-сунниты. Но они не выглядят ни как берберы, ни как другие мусульмане. Туареги всегда высокие, практически белые, а их глаза ярко-голубые.

Собственно, глаза — это единственное, что можно увидеть во внешности знатного мужчины-туарега. На совершеннолетие будущему воину вручается десятиметровый платок тагелмаст, которым он обматывает всего себя, полностью закрывая лицо. С этих пор туарег нигде не может показывать своё лицо — даже дома, даже ночью. А на случай, если вдруг кто-то увидит его лицо, туарегу вручается меч.

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
04.06.2021
Музыка

Грохот сотен молотков, хор сотен голосов

Возвращение Йоанна Лемуана, или артиста Woodkid, после семилетнего молчания стало одним из главных событий музыкального мира в апреле этого года. После выхода альбома «The Golden Age» он пропал с радаров, а сейчас, наконец, анонсировал свой новый альбом и выпустил мощнейший клип на новый трек «Goliath». Он буквально за несколько часов собрал сотни тысяч просмотров, а критики со всей планеты поспешили отозваться на это дело.

Стенгазета
10.05.2021
Музыка

«Весь мир в труху»

В конце 00-х у двух пацанов из Калифорнии была очень чёткая и актуальная идея: вывернуть хип-хоп, выпотрошить его, засунуть внутрь агонизирующие туши совокупляющихся индастриала и шугейза, а затем выпустить полученного уродца корчиться на публику.