публикация:
Стенгазета
Текст: Александр Омолоев
Антуан (Марк Бопре) мирно живёт с женой и дочерью, но чувствует, что скоро привычное мироустройство рухнет. Чтобы подготовиться к этому, он запасается рисом на 20 лет вперёд, по ночам репетирует с семьёй экстренную эвакуацию и смотрит видео Алена (Риал Боссе), опытного сурвивалиста, который самоизолировался где-то в канадской глубинке.
Туда и отправится Антуан, чтобы вместе с группой таких же параноиков учиться у Алена узкоспециальным навыкам — потрошить дичь, делать ручные бомбы и правильно вести себя в экстремальной ситуации. И пусть обучение окажется суровым, все будут довольны — до тех пор, пока условия действительно не станут экстремальными.
У «Погибели», снятой за пять миллионов долларов и десяток дней, есть одно важное достоинство — она длится всего час двадцать и заканчивается ровно тогда, когда впервые хочется зевнуть. С этим же связан и главный недостаток, так как при малой продолжительности у фильма в избытке месседжей: после тренировок герои собираются за столом или возле костра и обсуждают неприязнь к чужакам, необходимость жизни в социуме, нравственный выбор.
И потому удивительно — с учётом объёмного, противоречивого материала — насколько это сдержанное кино. Речь в нём идёт о людях, которые находятся на грани между паранойей и озверением, но никто её так и не переходит. Все персонажи ведут себя так, как и положено в стрессовой обстановке — порой импульсивно и глупо, но с явным намерением выжить. Даже Алена, который тут вроде как главный злодей (забавно, что его играет человек по имени Réal Bossé), можно понять — ему не хочется никого убивать, но после пары трагических промахов приходится, потому что иначе он потеряет дом, хозяйство, свободу. Одержимых и безумцев, которых показывают «новые страшные» вроде Ари Астера или Роберта Эггерса, режиссёр-дебютант Патрис Лалиберте заменил на обычных людей, которые боятся не сверхъестественного, а от понятного всем социального кризиса.
Благодаря этому сочувствие увеличивается в разы, как и напряжение. Пусть сначала и кажется, что все повороты «Погибели» уже где-нибудь были, на самом деле Лалиберте мыслит нестандартно: условия постоянно меняются, и из героев действует не только Антуан, а Ален оказывается не единственным негодяем.
Лалиберте вдобавок не стесняется насилия, и когда дело до него доходит, действие в «Погибели» становится интенсивным до предела. И при этом, что важнее, никогда не кажется примитивным, скучным, дешёвым. Перестрелки и взрывы сделаны хоть и скромно, но реалистично — к примеру, патроны заканчиваются, а вместо открытых столкновений, какие обычно бывают в боевиках, здесь устраивают засады.
Именно эта приземлённость и убедительность, а не хронометраж в 83 минуты или неожиданная своевременность (фильм удачно вышел в период общей самоизоляции), и делает из «Погибели» не просто хороший, а выдающийся фильм. Фильм, который на час двадцать заставляет поверить, что человек может измениться после его просмотра, может стать лучше даже в самых, самых не располагающих к этому условиях.
Дополнительно:
Патрис Лалиберте, режиссёр «Погибели», изначально решил сделать
фильм коротким, так как понимал, что ему не выделят много денег на съёмки. Постановщик оказался прав — государственный фонд Téléfilm Canada, который финансирует производство канадских фильмов, выдал ему лишь 125 тысяч долларов.
Однако с помощью этих денег Лалиберте смог провести питчинг (презентацию) «Погибели» для Netflix, который одобрил проект и полностью профинансировал производство фильма. В результате «Погибель» вошла в линейку Netflix Originals — кинокартин и сериалов, созданных при поддержке онлайн-кинотеатра и доступных для просмотра только в нём. Кроме того, «Погибель» стала первым фильмом из Netflix Originals, снятым в канадской провинции Квебек.
Лалиберте уверен, что небольшая продолжительность помогла не только сократить затраты на производство «Погибели», но и продвигать фильм. Режиссёр считает, что массовый зритель выбирает фильмы для просмотра на Netflix так же, как и он сам — по постерам и изложенной на них информации. На постере «Погибели» указано, что фильм длится всего 83 минуты, что и выделяет его, по мнению Лалиберте, среди остальных картин на Netflix и привлекает зрителя.