Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.01.2021 | Нешкольная история

«Времена не выбирают. В них живут». Часть 1

Становление личности молодого учителя. 1910-е–1920-е годы

публикация:

Стенгазета


Автор: Кристина Красикова, на момент написания работы ученица 11 класса школы г. Няндома, Архангельская обл. Научный руководитель Галина Николаевна Сошнева. 3-я премия XXII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал



С чего все начиналось? С «Дома Няна». Музей с таким названием появился в Няндоме несколько лет назад. В его фондах мы обнаружили дневник уроженца села Шожма (это сейчас железнодорожная станция на пути из Няндомы в Архангельск) Михаила Ивановича Шаблыкина (12.11.1894–22.06.1958). Няндомцам эта фамилия известна – железнодорожный вокзал украшает огромная картина «Речка Шожма» художника Юрия Шаблыкина, сына Михаила Ивановича. Живет он в Санкт-Петербурге, хранит у себя отцовский дневник, распечатанную копию которого и передал в музей «Дом Няна».
Дневник Михаил Шаблыкин вел с юных лет, его записи проливают свет на события рубежа двух эпох – до и после Октябрьских событий, на судьбу жившего в это переломное время молодого человека.

Начинает он свое повествование такими словами: «Отец мой был человеком характера грозного, со слабой верой в бога. Помню его я смутно и судить о нем основательно не могу, но его отношение ко мне я помню и отсюда вывожу, что был он добрый отец. Мать я помню лучше. Она была неграмотная, как и большая часть крестьян села Шожма, но светлая и нежная мать. Как первый сын, я пользовался большой любовью и матери, и отца. Я родился в крестьянской семье и начинаю помнить себя с трех лет. Мать – стройная, высокая. О моем воспитании нимало не заботились. Я был предоставлен самому себе, бабушка жила с нами только зимой и влияла на меня сказками… Лето с ребятами я проводил в лесу, в поле. Был я бойким мальчуганом и пяти лет уже ходил с родителями на покосы, хоть пользы как работник принести не мог».

В другой, более поздней записи он с прежней теплотой вспоминает о раннем детстве: «Ясное июльское утро. Еще прохладно. Солнце не высоко поднялось над горизонтом. Лет пяти я шел с мамой на сенокос. Она очень спешила, но идти было легко и весело. Я бежал в припрыжку, но успевал сорвать цветок. В воздухе стоял серебристый звон от птичьего пересвиста. Потом – поле. Мама работала, а я катался в восторге по лугу на сене. Почему эту картину я так ясно помню? А зима! В валенках и ушанке целый день играешь с ребятами в снегу пока, выбившись из сил, не вбегаем в сени избы. Потом на печь к бабушке. Слушаешь ее тихий голос, длинные северные сказки и, наконец, засыпаешь под вой вьюги».

Но рано пришлось нашему герою повзрослеть. «Моя нежная любовь к родителям заставляла меня презирать тех, кто был к ним враждебен. Так я ненавидел дядю, брата моего отца, враждовавшего с моими родителями из-за раздела имущества и земли. Вражда выходила из ряда обыкновенных распрей, выливалась в тяжелую свинцовую ненависть. И кончилась она тем, что дядя убил мою мать». Такого удара отец не выдержал. «Его будто свалило с ног. Он стал так нежен ко мне и моему брату, что при каждой ласке отца я не мог удержать слез. Так продолжалось три недели… В одно утро отец почему-то разбудил меня очень рано. У меня по телу пробежала дрожь. Он был бледен со сжатыми судорожно губами, нижняя челюсть у него дрожала. Я понял, что он болен. В тот же день он слег в постель и больше уже не встал. Умер он на седьмой день».
Девять лет было Мише, когда они с младшим братом остались сиротами. Внезапная смерть родителей наложила отпечаток на характер Михаила Шаблыкина.

«Из бойкого веселого ребенка я стал задумчивым, сосредоточенным, а позднее рассеянным».

Сход села Шожмы долго решал, кому передать двух сирот. «Поначалу одна из теток взяла нас с братом к себе вместе с какими-то вещами, оставшимися от родителей. Но через два года она бросила нас на произвол судьбы, ссылаясь на старость. Подобрала нас другая тетка – бобылка Иринья. Женщина она была упрямая, с сильной волей, но бедная и могла дать только кров». Михаил пишет, что им приходилось нищенствовать, какое-то время жить подаянием.

Спасение подросток нашел в учении. «Ведь я был нищим. Единственным другом была книга. С ребятами я расстался. О шалостях не могло быть и речи. Надо было как-то протянуть года три. Об образовании я не задумывался. Какими судьбами я удержался в начальной школе? Не понимаю. Но за три года школа дала мне порядочно знаний и открыла путь в жизнь. Трудно мне было с арифметикой. К тому времени тетка отказалась от воспитания брата, и я должен был снова принять его на свои руки. Одна надежда – может быть, удастся усовестить, уговорить тетку?»

В декабре 1912 года, после большого перерыва, автор возвращается к своему дневнику. Ему исполнилось 18 лет, он учится в Хреновской церковно-учительской школе. Туда его определили по решению попечительского совета за успехи в учебе. У молодого человека из северной деревни появился шанс выбиться в люди, стать учителем.

В селе Хреново Кинешемского уезда Костромской губернии (теперь оно относится к Ивановской области) вначале была церковно-приходская школа, но позже, в 1902 году, открылась церковно-учительская школа, готовившая учителей для церковно-приходских школ. На ее устройство значительные средства выделил фабрикант И. А. Кокорев, «чтобы вновь открытая школа была истинным рассадником просвещения в духе святой православной церкви, чтобы она выпускала из своих стен истинных тружеников – учителей христиан, нелицемерно преданных своему царю и родине».

Первая запись сделана в Хренове 25 декабря 1912 года (здесь и далее по старому стилю). Михаил отвечает сам себе на вопрос: что заставляет меня взяться за дневник? «Шли годы. Мне 18 лет. Наконец-то я собрался-таки начать дневник. Я много пережил. Немногим людям я мог доверить думы свои и боли сердца. Не только потому, что дневник позволяет взглянуть на себя со стороны и заново пережить прошлое. Нет. Дневник дает возможность и пережить, перечувствовать прошлое. Вот две причины, побудившие меня взять перо. Сегодня Рождество. Тоскливо и одиноко. Я постарался не замечать этого и преуспел».

От записи, сделанной на следующий день, читатель ждет хотя бы нескольких слов об учительской школе, товарищах, книгах, предметах. Однако картина вырисовывается тягостная, даже о счастливых детских годах он пишет лишь для того, чтобы подчеркнуть нынешнюю безысходность. «Однообразие, однообразие, самая злая бессовестная скука, да тоска по родной деревеньке. Вспоминалось глупое, беззаботное счастливое детство. Я с деревенскими ребятишками ходил славить Рождество. Был весел и бессознательно счастлив… Пишут, что Рождество прошло благополучно, но ночью свершилось убийство. Осталась вдова с ребенком. За что же они будут страдать? Виной всех варварских злодейств проклятое пьянство. Убитый пострадал, но он был пьян, а жена и его ребенок? Ведь они не виноваты».
Угнетает его не просто бедность, а нищета: «Я не участвовал ни в играх, ни в танцах. Я плохо одет»; пишет, что из-за этого его в школе «многие считают чем-то, что гораздо ниже их, и дают это почувствовать».

Скудная пища, вечное недоедание, если чему Михаил и радуется, так это редкой возможности досыта поесть: «Праздновали трехсотлетие дома Романовых. Пища была несколько лучше» (21 февраля 1913 года). Помощи из дома студент не получает, выживает исключительно за счет крошечной стипендии: «Мне бы только удержаться на стипендии. Во второй класс я перейду во что бы то ни стало… без стипендии не будет ни средств, ни надежды продолжить образование. Отнятие стипендии равносильно исключению. Впрочем – буду надеяться» (30 апреля 1913 года). Весенние экзамены на подходе. «Улыбнется ли мне фортуна или окончательно отвернется?» – пишет Михаил. Боится он, видимо, не провала на экзамене, а низких балов, из-за чего рискует лишиться стипендии.

Итак, экзамены сданы, 24 мая автор уже дома, в Шожме. И сразу работа «с темна до темна», так что к середине лета жизнь в деревне, о которой он так мечтал, становится в тягость: «Пожалуй, снова согласен ехать в школу. Тоскливо. Ходил на три недели в бурлаки». Через два дня снова пишет о своей тяжкой доле: «Нагоняет тоску. Хочу положить конец нашей бедности, но не нахожу средств… Зиму – учусь, лето – работаю как крестьянин от зори до зори. Доля незавидная. Решил при всех обстоятельствах продолжать учебу, даже без стипендии, на своем содержании. Выбиться в люди во что бы то ни стало. А сейчас еду пахать под озимые» (26 июля 1913 года).

Стипендии Михаила всё-таки лишили, причем вовсе не за успеваемость. «Весной на дорогу домой, – пишет он 10 сентября, – денег у меня не было. С группой учеников я просил денег у почетного попечителя школы И. А. Кокорева. Он дал мне 3 рубля. На дорогу не хватало еще одного рубля. Я просил у учителя “Г”. Учитель отказал мне. Ребята хотели собрать мне по пятачку, но дело не пошло. Тогда один из товарищей дал мне рубль. Я спокойно уехал. Оказалось, при этой сцене присутствовал сын Кокорева. Его отца я назвал, не упомянув его имени, отчества. Учитель “Г” хотел прогнать меня из школы, но ограничился лишением стипендии. Так вот в чем дело».

Михаил подавлен. «Порою я впадаю в отчаяние: денег нет ни гроша, а за содержание нужен взнос 40 рублей. Хоть в петлю. Если будет стипендия, то на второе полугодие потребуется всё равно 20 рублей». Надеется только на то, «что Кокоревская стипендия будет увеличена», и что «откроется общество вспомоществования. Но ожидать мне здесь оснований нет. Буду просить хоть шинель» (20 сентября 1913 года).

Общество вспомоществования при Хреновской учительской школе действительно было создано и шинель Михаилу замаячила. В записи от 3 декабря он приводит свой разговор с заведующим:

«– Шаблыкин, что Вы просите?

– Шинель.

– А когда внесете деньги за содержание?

– Не знаю.

Заведующий показал рукой, какой я большой, а потом дал понять, как я глуп, что, не сообразуясь с действительностью, прошу шинель, а не денег. В заключение приказал мне идти в учительскую и написать другое прошение. Что я и сделал. Черт знает, что такое! Глупо, глупо, глупо! Но мне и шинели-то жаль».

Мальчиком Шаблыкину приходилось нищенствовать, но без пяти минут учитель с этим не может смириться: «Я с учениками ходил поздравить Кокорева. Досталось ногам и еще кое-чему... во всю дорогу по Грезину нас сопровождали насмешки… В комнате нас разместилось 80 человек. Просто удивительно! Нас встретили чаем, колбасой, ветчиной, студнем, телятиной и сухарями. Чай разливала толстая экономка. Набив до невозможности желудки, мы перешли в просторную комнату и здесь славили Христа. Затем получили милостыню – по рублю каждый. Было невыразимо стыдно. Черт возьми! Чего не делает бедность» (25 декабря 1913 года).
Чтобы вырваться из бедности, нужны деньги. Михаилу приходится всё время думать о них, это его гнетет и он постоянно возвращается к мысли, что главное – не деньги, а духовные ценности.

«Как страстно я мечтаю об образовании, об университете. Словами не выразить силы моего желания… Деньги, о которых я забочусь, – суть средство к жизни. Я не хочу больших денег, богатства. К черту богатство. Но я хочу самостоятельности, независимости. Я хочу жить! Деньги дают человеку не всё, но многое» (23 января 1914 года).

Близится к концу второй курс, Михаил ждет не дождется отъезда в родную деревню к брату и тете. «Еще месяц лихорадочной деятельности и я буду дома». Наконец экзамены сданы, с трудом набирает деньги на дорогу и, о счастье, он дома. Однако к середине лета настроение меняется. Сделанная 18 июня 1914 года запись фактически повторяет прошлогоднюю. «Бедность свила здесь себе прочное гнездо. Она царит здесь – чуть ли не нищета. От нее не скроешься. Сознание ее мучительно… Жизнь несносна. Будет ли когда-либо конец проклятой бедности? Я рвался из Хренова, а теперь готов хоть назад».

Начавшуюся 19 июля Первую мировую войну автор почти не замечает: «Кстати, из нашей деревни угнали 18 человек запасных солдат. С кем-то война. Определенно я не знаю с кем. Впрочем, в такой глуши – не диво». Дальше большой перерыв, следующую запись Михаил делает уже в Хренове: «Наша школа и наш 3 класс решили взять и содержать на свой счет 5 раненых. Прошение о разрешении этого предъявлено Совету школы. Это одна формальность. Согласие будет». В стране подъем патриотизма, из хреновской школы уходят на фронт первые добровольцы, хотя «внешне всё идет по-прежнему». Михаила мучают сомнения: «У меня два долга: перед Отечеством и перед семьей. А выбор сделать нелегко. Брат мал. Тетка – стара. Я их единственная надежда. А с другой стороны – патриотизм, Отечество, всемирная война, т. д. Что делать?» Пока что Шаблыкин посещает раненых, патриотизм в нем не убывает, но трезвости прибавляется – отмечает, что выписавшиеся «не хотели, бедняги, ехать опять под пули» (9 сентября 1914 года).

Наконец решение уйти добровольцем принято, но не иначе, как после получения аттестата. «Надо уточнить, смогу ли я в январе сдать выпускные экзамены? Если не разрешат, мне будет скверно. Смерти, казарменных лишений я не боюсь, не боюсь и вступления в самостоятельную жизнь. Если останусь жив, без средств, без надежды на что-либо определенное, обману надежды стареющей тетки и брата. Что будет с ними? Они едва перебиваются, с хлеба на воду. А если за долги у них продадут последнюю лошадь, отнимут землю, что тогда? А если меня не убьют, а искалечат? Дело – дрянь» (30 ноября). Возможно, досрочную сдачу не разрешили, во всяком случае, уже через месяц настроение у Михаила меняется. «Я рвался в добровольцы. Порыв охладел. По окончании школы неизбежно всё равно заберут в солдаты» (20 декабря 1914 года).

Лето уже дипломированный Михаил проводит дома. В июне и августе «провожали новобранцев. Слезы и вопли… Проводили и молча шли 20 километров до села. Говорят о втором призыве».

В сентябре 1915 года автора призывают на действительную службу. 7 сентября он делает последнюю перед долгим перерывом (возможно, часть дневника утеряна) запись: «Тяжело слышать вопли и рыдания родных. Может быть, и я не вернусь, быть может, пишу в дневнике последний раз… Прощай, Родина, прощай, всё! Бывать ли мне еще здесь?»

Окончание следует

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде.









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.