Друзья мои, как вам кажется, прекрасен наш союз? Или так, не очень?
Это я всего лишь про соединительный союз «и» в словосочетании «свобода и порядок».
Во всех обществах современного мира, во всех обществах, где этот союз сохраняет свою непреходящую актуальность, он подвергался и продолжает подвергаться серьезным испытаниям истории. Войны, стихийные бедствия, кризисы, терроризм постоянно ставят перед государством и обществом сакраментальный вопрос: «и» или «или»?
С такой роковой альтернативой столкнулся цивилизованный мир после атаки на нью-йоркские башни-близнецы. Эта была атака на прекрасный и, в общем-то, единственно возможный союз, хотя за его спиной, потирая ручонки и глумливо скалясь, всегда маячит и ждет своего часа коварный «или».
Современный цивилизованный мир, чья история развивалась мучительно и кроваво, но — что главное — линейно и поступательно, выстрадал свое прочное «и», какими бы испытаниями оно ни подвергалось. Общества же, исторически склонные к тоталитарности, живут с «или».
И очень неравные части такого общества по своим социальным устремлениям располагаются по разные стороны от этого «или».
Когда-то в среде советской интеллигенции был популярен журнал «Химия и жизнь». Он, несмотря на скучное название, был довольно веселым, как тогда говорили, отвязным, очень современно иллюстрированным и при этом весьма познавательным. Шутники же называли его «Химия или жизнь».
Словосочетание «свобода и порядок» не очень работает в наших широтах, и это надо признать.
Необходимо выбирать. Выбирать между гвалтом и толкотней привокзальной площади и благоговейной тишиной анатомического театра. Между крикливым базаром и торжественным кладбищенским покоем.
И никуда не деться от фатальной необходимости выбора между свободой и порядком, при том, что свобода, как правило, понимается как безнаказанное битье витрин, а порядок — как сплошной, равномерно размазанный по всей необъятной территории страны опорный пункт милиции — вроде как в знаменитом стихотворении Дмитрия Александровича Пригова: «Когда все братья будут люди, и каждый — милиционер».
Но реальность реальностью, а вот другая, параллельная реальность предполагает, что свобода и порядок не только совместимы, но и вполне уже претворены в жизнь в одной отдельно взятой, то есть в нашей, стране.
Все, в общем-то, так и есть, если, конечно, и то, и другое подвергнуть тщательной «суверенной» интерпретации. В этих делах мастеров у нас хватает.
Все вполне совмещается и существует в нежном диалектическом единстве и согласии, если под «порядком» понимать тотальную безальтернативность политической и общественной жизни, а под свободой — полную свободу гражданина выбрать, что ему больше нравится: пойти на протестный митинг и получить там увесистой дубиной по пояснице или остаться дома и смотреть правдивейшие и при этом душераздирающие новости про то, как наймиты НАТО и Госдепа пытаются расшатать нашу и без того дырявую лодку.
Именно
такая свобода и
такой порядок отлично уживаются в нашем государстве.
Интересный, кстати, возникает философский вопрос такого, например, свойства.
Вот, скажем, избиения силами полиции и нацгвардии безоружных людей, вышедших на улицы и якобы мешающих проходу других граждан к своим телевизорам, имеют отношение к порядку или к чему-то еще? А дикие в своем демонстративном беззаконии судебные приговоры? А абсолютно презрительные по отношению к основным пунктам Основного закона высказывания того, кто в соответствии с этим самым Законом числится его гарантом?
Это все про порядок?
Вроде бы да, если учитывать, что все эти карательно-хватательно-запретительные мероприятия проводятся разнообразными органами право
порядка.
Или это все же своеобразные проявления свободы, если принять в внимание абсолютную, ничем не ограниченную свободу действий этих самых органов?
Сложный вопрос.
А что общество?
Та часть общества, которая, несмотря ни на что, наделена неистребимым стремлением к свободе в общечеловеческом понимании этого слова, разными цивилизованными путями и способами отстаивает эту свою свободу.
Но когда планомерно и последовательно затыкаются рты, когда из слов выветриваются их значения, когда слова стремительно теряют смысл, то рано или поздно слово берут руки, ноги, палки и камни.
А это свобода или порядок? Порядком это вряд ли кто-нибудь назовет. А свободой — могут.
Кому-то это, может быть, и понравится. Мне — решительно нет. Потому что давно и хорошо известно, что насилие порождает только насилие, и больше ничего. Но меня, вас, нас всех никто и не спросит.
Честно признаюсь: в школе я довольно плохо учился по физике. Прогуливал ее или просто читал книжку под партой. Если бы я учился чуть лучше, то знал бы, например, о том, что ни в коем случае нельзя одновременно плотно закупоривать стеклянный сосуд и нагревать его на спиртовке.
Узнал я об этом не из учебника, а из личного персонального опыта. Узнал, чтобы никогда больше об этом не забывать. Я и сейчас сижу и рассматриваю хорошо заметный шрам на большом пальце левой руки. Кому интересно, могу показать. И это я, судя по всему, еще очень легко отделался.
Источник:
inliberty, 15.12.2019,