публикация:
Стенгазета
Текст: Марина Кирюнина
Женская искренность в современной российской литературе — явление довольно новое, но уже сейчас можно перечислить с десяток имен, которые в прошедшем десятилетии буквально ворвались в этот мир. Одна из самых примечательных фигур – это Оксана Васякина, книга которой вышла в этом году в издательстве «АСТ».
Сборник «Ветер ярости» примечателен тем, что стихи в нем чередуются с биографической справкой и длинным содержательным интервью (с Оксаной говорит журналистка Екатерина Писарева). Сборник построен по вполне логической цепочке: автобиографическое воспоминание как пояснительная записка - стихотворение об этом же. Перед стихами о насилии над женщинами и болезни матери – очевидно самыми проблемными и болевыми точками в сборнике – большое интервью Писаревой и Васякиной.
Биография Васякиной и ее стихи действительно неотделимы друг от друга. Трудное детство в Усть-Илимске, умерший от СПИДа отец-дальнобойщик, адская работа в новосибирской кофейне. Впрочем, разве сейчас лучше: работа в маленьком книжном магазине в модном театре Москвы, за покупками — в «Пятерочку», мать медленно умирает от рака. Меняются декорации, а сущность остается той же — сибирское захолустье притаилось в столичных Кузьминках, в «Пятерочке» гнилые продукты, а в крутом театре твой магазин закрывают ради фуршета (хотя казалось бы — одна культура не должна мешать другой культуре).
И Васякина описывает все это. Она в подробностях рассказывает о тяжелом детстве в Иркутской области, о непоступлении в университет, о том, как она таскает коробки с книгами и как насилуют женщин. Действующие лица этих стихов (а по факту мини-рассказов) — самые мрачные городские районы, самые дешевые магазины, самые разные люди и вшитая в это все безнадежность. Ее стихи – это путеводитель по аду, который вокруг нас, рядом с нами и в нас самих. Иногда от них становится страшно — эти описания выглядят как кромешная антиутопия, хотя на самом деле это наша с вами повседневность. Поэтому тексты максимально понятны, а вот пережить и прочувствовать их — то еще испытание.
Оксана Васякина называет себя поэтессой и феминисткой, гордо и откровенно рассказывает о своих отношениях с девушками. Почти все ее стихи в сборнике так или иначе затрагивают тему насилия над женщинами. Выглядит это бескомпромиссно и максималистично, но почти по-детски обаятельно и беззащитно: «всех женщин били и насиловали, и меня тоже, но все они шли готовить еду и целовали своих насильников». Биография Оксаны подтверждает: да, в Усть-Илимске было несладко, да и потом лучше не стало. Но, как ни парадоксально, долго и нудно обсуждать эту сторону творчества Васякиной совсем не хочется, хотя говорит она убедительные и правдивые вещи. Поэтесса бесстыдно оголяет те места, о которых в российском обществе говорить до сих пор не принято, а надо бы. В этом и заключается ее большой талант: иметь такое тонкое чувство слова, чтобы бить им представителей любого типажа – от «сестры-феминистки» до «настоящего мужика». И при этом дать право женщинам: работать, любить друг друга, целоваться на улицах, презирать мужчин – да что угодно еще.
Эта совокупность ярких, нервных и грамотных текстов позволяет заявить: Оксана Васякина – пока не слишком громкий, но важный голос в новой российской поэзии, в частности женской. Он актуален, правдив и задевает за живое – и уже поэтому к нему стоит прислушаться и простить ему пока недостаточную взрослость и слишком выраженную максималистичность. А может, и воспринять это как данность и своеобразное авторское обаяние.
Дополнительно:
Оксана Васякина на Wonderzine о своих любимых книгах.
В этом году Васякина стала лауреатом премии «Лицей». В этих интервью она подробно рассказывает о поэзии и своих взглядах.