публикация:
Стенгазета
Текст: Сергей Цынгунов
В этом году издательство Бомбора опубликовали новый перевод бестселлера американского писателя и психотерапевта Ирвина Ялома «Дар психотерапии». Адресованная изначально молодым психотерапевтам книга, задумывалась, как дополнительный к основным учебник, но на деле вышел редкий пример текста на стыке авто и нон фикшна, где автор, как шкурки, сдирает мифы с процесса психотерапии.
По словам Ялома, на трехсот пятидесяти страницах и в пяти разделах книги, он делиться большей частью опыта, накопленного за сорок пять лет клинической практики (во что, конечно, не верится, по крайней мере до момента окончания чтения, когда появляется целостный взгляд на текст).
Книга состоит из коротких глав-заметок, где в первых сорока писатель рассуждает о процессе психотерапии и отношениях между пациентом и психотерапевтом; в следующих одиннадцати осмысляет переживание страха смерти, изоляции, смысл жизни и свободу; далее обращается к повседневным заботам консультантов, важности (или неважности) сновидений и подобным вещам.
Все это американец разбавляет своими воспоминаниями с двух позиций — психотерапевта и пациента (его клинический опыт уникален, 750 часов психоанализа в университете и втрое больше после выпуска), поэтому, когда читателю не включенному в процесс психотерапии может стать скучно от обсуждения техник и теоретических вопросов, Ялом обращается к личным переживаниям и воспоминаниям.
Только что он рассуждал о кризисе психологии, как дисциплины, как уже вспоминает прогулку и трудности, с которыми он столкнулся, когда стал писать книги. Потом вновь обращается к теории и свои личные наблюдения доказывает обширными исследованиями коллег из Стенфордского университета.
«Дар психотерапии» действительно можно прочесть, как учебник, у глав соответствующее название, вроде «вовлекайте пациента», а большую часть текста Ялом рассказывает о клинических случаях и собственных наработках, но, если отстраниться от установки автора, что книга учебник, можно увидеть пример литературы на стыке жанров, где личное перекликается с научным и наоборот. Многие психотерапевты задумываются о написании книг, многим это удается, но почти все они пишут занудно, даже, если им кажется, что наоборот. Читая «Три очерка по теории сексуальности» Зигмунда Фрейда хочется спать, в случае с «Даром психотерапии» хочется забыть про сон вовсе. В тоже время, у Ялома нет ни намека на популизм, который можно встретить в психологической литературе, ориентированной на широкого читателя.
Ирвин пишет о глубоких процессах, всматриваясь в суть предмета, но не забывает облачить свои наблюдения в приятную для читателя форму.
Дополнительно:
В современной психологии более сотни методов и методик, представители большинства из которых считают, что для работы необходимо быть хорошо образованным в одной модальности и четко следовать структуре психотерапевтического лечения, которая предлагается наставниками. Ирвин Ялом был одним из первых, кто стал негативно высказываться в сторону подобного положения вещей. Американец считает, что любая схема и система дает зашоренность и что для каждого пациента должна создаваться новая психотерапии, а методы, техники и методики, должны быть лишь дополнительными инструментами в руках специалиста.