Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

10.10.2020 | Театр

О чем нужно жалеть

Рецензия студентки школы культурной журналистики Ксении Раздобреевой на спектакль «Мама» режиссера Виталия Фёдорова в Хабаровском театре юного зрителя

публикация:

Стенгазета


Текст: Ксения Раздобреева


С 2016 года в Хабаровске, удаленном от главных театральных дорог России, существует фестиваль-лаборатория актуальных текстов «Наша тема». Фестивальной базой стал Хабаровский ТЮЗ, а основным направлением – острые, современные, волнующие людей разных поколений темы. В таких условиях появилось немало работ, оставшихся в репертуаре театра – одни эскизами, другие спектаклями. В числе последних документальный проект «Мама» режиссера Виталия Фёдорова.

«Мама» – это вербатим. Технология записи и прямой передачи речи реального человека в театре получила популярность всего несколько десятков лет назад. Театр сохраняет и порядок слов, и сами слова в рассказе, находит художественное решение и приглашает зрителей. Режиссер Виталий Фёдоров берет за основу историю своего друга Станислава Михайленко и его мамы Елены Дорошенко. Елена сразу становится зрителям близкой и родной: единственная актриса Наталья Шульга рассказывает её жизнь в окружении этих самых зрителей. Стулья для них расположены на сцене буквой «П»,  напротив – пустые кресла зрительного зала и огромный полупрозрачный экран из тонкой пленки, нежный, трепещущий от каждого дуновения. Актриса много моложе героини, но возраст она не играет. Вдруг оказывается, что в душе Елена всегда оставалась юной девочкой Леной. И когда выбирала между принудительным абортом и сохранением ребенка. И когда ценой развития и лечения сына с сильной степенью ДЦП стала разлука с ним – интернат на другом конце страны. И когда, воссоединившись со Стасом, пришлось принять сложное решение о разводе с мужем. Эти поворотные моменты Лениной жизни – негеройский путь. Режиссер задается глобальным вопросом без определенного ответа: «Как родиться человеком и не облажаться?». И умудряется избежать геройского пафоса. Даже нарочито пафосное начало тут же обыгрывает открытым признанием приёма. Самоирония помогает снять напряжение серьезной темы и исполнителю, и зрителям.
Форма этого спектакля-вербатима проста, выразительна и становится аналогом невербальных знаков при общении. Так, наглядно показано, как переворачивается внутренний мир человека, узнавшего неизлечимый диагноз ребенка, и это одна из самых сильных метафор истории. Актриса пристегнется ремнем внутри круга-обруча, два ассистента перевернут её вниз головой, но камера будет проецировать её изображение на экран в обычном режиме. Окружение редко замечает то, что происходит у человека в душе. Пройдет время – и Лена перевернется обратно, приняв свой новый мир.

Прологом спектакля становится личная история актрисы, а ее визуальным воплощением – маленький шитый ангел, институтский подарок. Этот ангелок будет отбрасывать тень на стены зрительного зала, принимая на себя тепло и свет карманного фонарика, так же, как актриса примет на себя жизнь героини. Вот еще одна несложная метафора – даже идеал имеет свою темную сторону. Поэтому спектакль не о стремлении к идеалам, а о силе принимать ответственность за свои поступки.

В «Маме» обо всех жизненных сложностях говорится очень просто и потому получается предельно честно. Никакой наигранности и стремления подражать интонации реальной Елены. И хотя персонаж спектакля ощутимо отделен от исполнителя, осознание этого приходит не сразу.  Доверительный тон, пластика, звучание актрисы остаются прежними – меняется только текст: манера формулирования мыслей и составления предложений. Точность, с которой этой делается, удивит, когда в финале спектакля на том самом трепещущем экране-пленке сама Елена Дорошенко расскажет в видеоинтервью о жизни с сыном, и признается, что ни о чем в своей жизни не жалеет. И зрители видят женщину, не потерявшую способность радоваться, и слышат о Стасе, который научился дарить людям желание жить и умение не сломаться, хотя не встает с инвалидного кресла.

Дополнительно:

Фестиваль-лаборатория «Наша тема» говорит со зрителями только о том, о чем молчать невозможно. Современные авторы со всей России каждый год (начиная с 2016-го) подают заявки на лабораторию и прошедшие отбор берутся в работу. Автором может стать не обязательно профессиональный драматург или режиссер, идея и желание честного диалога со зрителем ставится выше документа об образовании. За короткое время выбранные идеи превращаются в эскизы спектаклей, лучшие играют с течение театрального сезона в Хабаровском ТЮЗе. В этих спектаклях текст – самое важное.

В 2018 году вместе с «Мамой» в афише фестиваля оказалось около20 работ. Среди них разговоры о свободе выбора, ускользающей жизни, подростковом бунте, воспитании, предназначении человека, разрывающемся контакте родителей и детей, любви, мифах в нашей жизни, грани между искусством и вандализмом и даже просто чтение писем Джона Леннона.









Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.