Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.09.2020 | Книги

Кровь и мак

Рецензия студентки школы культурной журналистики Олеси Ахмеджановой на роман «Опиумная война» Ребекки Куанг.

публикация:

Стенгазета


Текст: Олеся Ахмеджанова


Эпическое фэнтези «Опиумная война», написанное 19-летней Ребеккой Куанг, — роман, от которого не ждешь ничего хорошего. Нет, правда: на обложке самурай с мечом. Главная героиня — сирота, которая мечтает поступить в академию для самых умных подростков. Да ещё и автор, Ребекка Куанг, задумала выпустить трилогию. А это значит, что в финале читателя явно ждет отчаяние (когда ещё вторую книгу издадут?) или разочарование.

Но вот дела: стоит прочитать первую часть романа — и все скептические ожидания исчезают. Ребекка Куанг пишет не просто страшно динамичную и мрачную историю — она замахивается на проблемы посерьезнее. Взяв за основу несколько исторических событий из прошлого Китая (Нанкинская резня), парочку магических сюжетов из комиксов («Люди Икс») и несколько клише из литературы («Волшебник Земноморья», «Гарри Поттер» и «Властелин колец»), писательница неожиданно создает сложный и самобытный роман.
Роман о том, как простые девочки-крестьянки становятся горящими ненавистью предводителями, жаждущими власти и смерти врагов.

Главная героиня книги — сирота Рин, которая живет в провинции Никан, подозрительно напоминающей средневековый Китай. Приемные родители Рин, Фаны, — торговцы опиумом. Они хотят выдать девочку замуж за влиятельного человека, который намного старше её. Однако Рин не хочет становиться чьей-то женой, а мечтает уехать в самое престижное военное заведение в стране — академию Синегард. Она начинает заниматься с учителем, не спит ночами, жжет руки воском, чтобы боль напоминала ей о цели, и в итоге, — о, чудо! — поступает.

Первая часть романа — это обучение в Синегарде, где иллюзии Рин развеивают все, кому не лень. Над ней смеются однокурсники, преподаватели и наставники. Но Рин начинает пахать. Каждый раз, когда у неё что-то не получается, она вспоминает, что её могут отослать домой, и делает рывок. Куанг, пусть и намекает, что в происхождении Рин есть какая-то тайна, вовсе не делает её избранной. Каждый раз героине приходится прыгать выше головы: не обладая уникальным умом или мастерством боевых искусств, она добивается успехов исключительно своим трудом и упорством.

Хотя если бы рассказ о бедной сиротке был так прост, «Опиумная война» стала бы ещё одним крепким, но безликим фэнтези. Но во второй части романа Ребекка Куанг делает резкий и неожиданный поворот: в стране начинается война. Рассказы про обучение в Синегарде сменяются жестокими и мрачными столкновениями с врагами. Вместо красивой и героической картинки мы получаем кровавую, жесткую и при этом захватывающую историю. А не успев отдышаться от первых боев, узнаем, что Рин обладает странной силой — практически суперспособностью, из-за которой её тут же определяют в отряд наемников, или, как их называют, Странных детей.
 Кажется, что от всего этого голова должна идти кругом, но Куанг ловко объясняет каждое движение героев и сюжета. Более того — она берет за основу реальные события, которые происходили в Китае в конце 30-х годов. Так одна из важных сцен связана с Нанкинской резней, когда японские военные захватили китайский город Нанкин и с особой жестокостью уничтожали гражданское население.

 Каждое событие в романе меняет его героев: и саму Рин и тех, кто её окружает. Однокурсник, который был богатым выскочкой, становится преданным другом. Рассудительный товарищ, который хочет быть ученым, начинает верить в сверхъественные силы. Но главную трансформацию переживает Рин: сначала она испытывает воодушевление и жажду побед, затем — страх смерти, который сменяется отчаянием и безнадежностью. А затем приходит жажда мести, которая дает ей новую силу. Ребекка Куанг показывает, что каждый раз, когда Рин встает перед выбором, она делает неверный шаг. И как незаметно из простой и чуткой девочки превращается в одержимую местью воительницу.

Мир Куанг сплошь состоит из антигероев, которые совершают и подвиги, и предательства. Победы в битве ничего не решают и оказываются лишь отсрочкой в поражении. Среди злодеев нет главных — тех, которых можно обезглавить и спасти весь мир. Классические архетипы вытворяют что им хочется: наставник бросает тебя в самый важный момент, а герой страны — одержим ненавистью. И все же каким-то неведомым образом, собирая все клише и перемешивая их, Ребекка Куанг создала книгу, в которой всё непредсказуемо и нетипично. И пусть «Опиумная война» — это часть трилогии, её смело можно читать уже сейчас, как отдельное и очень мощное произведение.

Дополнительно:


Куанг неслучайно выбрала Нанкинскую резню для своего романа: она изучает современную китайскую, а также японскую историю и часто сталкивается с тем, что многие никогда не слышали об этом событии. «Эта тема важна, потому что до сих пор есть те, кто не знают о Нанкинской резне и те, кто не верят в её происхождение, — говорит Куанг в интервью сайту Bookriot. — Некоторые ученые и официальные лица говорят, что бойни в Нанкине не было, и если и были убитые, то явно не триста тысяч человек. Мне кажется, об этом нужно и важно говорить».

 

 

 

 

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.02.2022
Книги

Почувствовать себя в чужой «Коже»

Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.

Стенгазета
31.01.2022
Книги

Как рассказ о трагедии становится жизнеутверждающим текстом

Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».