Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

11.09.2020 | Кино

Как «Оно»?

Рецензия студентки школы культурной журналистики Татьяны Зиза на фильм «Оно 2» Андреса Мусскетти

публикация:

Стенгазета


Текст: Татьяна Зиза


В прокат вышел сиквел хоррора «Оно» по роману Стивена Кинга и в первый же четверг фильм собрал 127 миллионов (первая часть за тот же срок получила 72 миллиона). Сомнений в том, что «Оно 2» сделает кассу создателям – нет. На волне успеха первой ленты можно катиться долго и гладко, да и повзрослевшие фанаты Кинга сходят на фильм и отдадут свои кровные за билет наверняка.
События фильма развиваются через двадцать семь лет после истории, рассказанной в «Оно». Танцующий клоун Пеннивайз (Билл Скарсгорд)  снова выходит на охоту, безжалостно убивает детей и ждет, когда же «Клуб неудачников» вернется в Дерри. И они возвращаются (почти всем составом), чтобы, наконец, избавить мир от древнего и могучего Оно. Воспоминаний о прошлом у героев почти нет, зато все психологические проблемы родом из детства на месте.

Несмотря на жанр хоррора, напугать или хотя бы припугнуть у режиссера «Оно 2» Андреса Мусскетти не получилось. Хотя в фильме есть все, чтобы заставить зрителя визжать: скримеры, реки крови, уродливые создания, темнота, нагнетающая музыка Бенджамина Уоллфиша (композитор работал с Мусскети и над первой частью) и, конечно, колоритный антагонист. Проверенные приемы создания хорроров здесь не работают и все из-за юмора. Как ни странно, сам юмор хорош и отборен – наивные и местами глупые шутки детей из первой части переросли в саркастические диалоги повзрослевших героев, но они отвлекают и манят больше, чем Пеннивайз в виде гигантского паука. Мусскети хотел объединить хоррор с черной комедией. В итоге толком не получилось ни то, ни другое. Для хоррора – не страшно, для черной комедии – пафосно. Джеймс Макэвой (взрослый Билл) слишком серьезен для черной комедии в своей роли, его попытки затмить довольно банальный сюжет драматическими паузами и скорбной мимикой проваливаются.

Но винить в этом Макэвоя, Джессику Честейн (взрослая Беверли) или любого другого актера фильма не хочется. Сценарий, написанный Гари Доберманом (среди работ которого «Проклятие Аннабель» и «Проклятие Монахини») в соавторстве с самим Стивеном Кингом (камео которого есть в «Оно 2») больше похож на курсовую работу студентов. Отношения между героями плоские, а как только дело доходит до страшных сцен, диалоги становятся примитивными, поведение персонажей абсурдным, а способы решения проблем высосанными из пальца (например, финальная схватка с Пеннивайзом). Все это могло бы смотреться органично, если бы фильм по-прежнему рассказывал о приключениях тринадцатилетних школьников, а не взрослых и для взрослых.

Похвалы в «Оно 2» заслуживает работа с изображением. Мускетти отлично обыгрывает временные переходы (а флэшбеков в фильме масса). Для этого режиссер использует предметы. Например, легендарный красный шарик связывает воспоминания из прошлого и события в настоящем. Этот же прием использован в постерах к сиквелу. Хорошо у Мускетти получается работать и с простым затемнением, которое также помогает плавно переместиться из 1988 в 2015 год (год событий второй части «Оно»). А на некоторые сцены страхов героев наложены цветные фильтры, немного отсылающие к пресетам Инстаграма, что без слов и сюжетных поворотов указывает на то, что действие происходит в нашем времени.
С настоящим «Оно 2» связывает и попытка авторов фильма поговорить на тему гомосексуальности. Лента начинается со сцены столкновения геев (одного из которых сыграл режиссер и актер Ксавье Долан) и местных жителей городка Дерри, а по мере развития сюжета ЛГБТ-тема будет затронута еще не раз. Правда, особого разговора так и не случится. Появление в экранизации романа Стивена Кинга гомосексуалистов больше похоже на попытку хайпануть.

Но, все же, главная недоработка фильма – страхи. Страх был одним из ключевых мотивов что романа, что первой части «Оно», По большей части именно с ним, а не с Пеннивайзом боролся «Клуб неудачников». «Оно 2» показывает, что все страхи Билла, Беверли, Риччи, Бена и остальных на месте, более того, страхи переросли в реальные психологические травмы, которые мешают жить героям вот уже двадцать семь лет. А с травмами и их последствиями вроде непринятия себя,  абьюзивных отношений и не проходящим чувством вины навряд ли удастся справиться, фразой «Я люблю тебя» или минутным самокопанием. Но у героев «Оно 2» это «получается» благодаря тому, что создатели фильма бросили все свои силы на спецэффекты и попытки создать жуткий хоррор.

Дополнительно:

Динамикой «Оно 2» не отличается. Хронометраж фильма – два часа сорок минут, из них час – повторяющиеся диалоги, однотипные сцены и демонстрация действий героев, которые никак не помогают углубиться в сюжет. Все это порядком затягивает и без того длинную историю. Единственный плюс – возможность вспомнить первую часть хоррора. А если зритель с ней не знаком – нестрашно. Отсутствие динамики у сюжета компенсируется множеством детальных флэшбеков.









Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.