Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

10.07.2020 | Книги

На маршрутке с черными чувачками

Рецензия студентки школы культурной журналистики Марины Кирюниной на роман Ксении Букша «Открывается внутрь».

публикация:

Стенгазета


Текст: Кирюнина Марина


Вышедший в прошлом году роман Ксении Букши «Открывается внутрь» — настоящее открытие в современной российской литературе. Книга была номинирована сразу на несколько крупных премий, но, увы, добралась только до шорт-листов, хоть и заслуживает большего. И вот почему.
Сюжет книги — это разные голоса героев, которых друг с другом объединяет 306-я маршрутка и что-то общее: знакомые, друзья, родственники. Автобус колесит по серому хмурому Питеру, везет сумрачных несчастных людей, у каждого из которых — своя травма, свои воспоминания, свои проблемы. Каждая глава книги — это речь или восприятие окружающего одним из героев. Причем их речь или описание их состояния и звучат по-разному.

У каждого героя — своя травма, которую он переживает по-разному. Вот девушка, которая не знает своей родной матери и берет детей из детдома — у этих мальчиков умерла мать. Про эту умершую мать речь пойдет позднее, ближе к концу книги. А вот девочка, которую взяли из интерната — она терпеть не может свою мачеху и кантаты Баха, которые та беспрестанно слушает. Или девушка Женя — успешная пиарщица, которую посещает другая ее личность — темная и страшная. А вот ее коллега, которого устроил на работу отец — сам парень работать не хочет.

У героев «Открывается внутрь» в душе персональный ад, который виден не каждому. Но стоит приоткрыть эту ширму — и внутрь открывается не только дверь маршрутки, но и хаос, неразбериха, непонимание людей, растерянность, сплошное состояние «как жить здесь». Люди так и не находят ответа на вопрос, а кто-то из персонажей не находит и себя в этой жизни.

От обыденности романа хочется выть от тоски, плакать от боли, бессильно опустить руки — слишком уж это реалистично. Максимально близко к тому, что переживают многие из нас. И декорации как никогда близки — маршрутка, серый зимний день, работа, детей в бассейн, рядом шумит шоссе с машинами. И никому нет дела до тебя, и никто не знает о том, что с тобой творится.

Один из персонажей рисует на стенах черные фигурки — «черных чувачков, которые держатся за руки и водят хороводы». И эти черные чувачки преследуют его, и в конце концов доводят до суицида. Читая о персонажах книги, начинаешь понимать, что эти «чувачки» преследуют не только его, а вообще всех, только по-разному.

Книга разделена на три части — «Детдом», «Дурдом» и «Конечная». Как одна из вариаций жизненного пути — впрочем, мы в своей жизни и проходим через что-то подобное. «Детдом» — это максимально реалистичные истории, подобное происходит сплошь и рядом. «Дурдом» — концентрация ада и хтони становится больше, от происходящего становится все страшнее. «Конечная» — это там, где все буквально собираются вместе и становится понятно, как все эти люди связаны друг с другом.

У Ксении Букши получился отличный роман: реалистичные до боли рассказы с легким уклоном в магический реализм. А среди этого человеческого ада — 306-я маршрутка с окраины до центра и черные человечки, которые преследуют и не отпускают.

Дополнительно:

Ксения Букша — петербургский писатель, ставшая известной после романа «Завод «Свобода», за которую она получила премию «Нацбест». Затем писательница выпустила не менее удачную книгу «Рамка».

Еще Букша пишет стихи, познакомиться с которыми подробнее можно здесь и здесь 

 

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.02.2022
Книги

Почувствовать себя в чужой «Коже»

Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.

Стенгазета
31.01.2022
Книги

Как рассказ о трагедии становится жизнеутверждающим текстом

Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».