Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.07.2020 | Театр

По образу и подобию

Рецензия студентки школы культурной журналистики Ксении Раздобреевой на спектакль «Пермские боги» Дмитрия Волкострелова в Пермском академическом Театре-Театре

публикация:

Стенгазета


Текст: Ксения Раздобреева


Утверждение, что человек создан по образу и подобию Божию, известно даже атеистам. Другое дело, что, например, древние греки создавали свой божественный Олимп по образу и подобию человеческого мира, попросту списывали с себя. Отчасти так же поступали древние мастера северных народов, создавая фигуры православных святых – только сходство они брали исключительно внешнее. Так веками соединялось в деревянных статуях божественное и человеческое.

Чтобы разговор о пермских богах состоялся, «Театр-Театр» объединился с художественной галереей. Тандем заметен в почти картинной живописности спектакля. Деревянные мостки тянутся через всю сцену, пересекаются друг с другом под разными углами, создавая ассиметричную паутину над полом. Старые доски – дороги для нескольких человек, не смеющих ступить в условную «воду» или «грязь» – на белую сцену. Актеры принимают эту условность одновременно искренне и театрально – психологического вживания в роли здесь нет, но бытовой реализм очень детален. Наличники, эмалированная посуда, стулья, прялка – все, что на сцене, реально. Предметы собирали в пермских деревнях, там, где когда-то жили пермские боги. По сути, и актеры на сцене реальнее обычного. Они не играют героев, хотя и не остаются в полной мере сами собой – люди просто моют полы, стирают белье в тазах, строят скворечники, высаживают рассаду и собирают яблоки в зависимости от времени года. Молча. Обыденно. Спектакль – настоящая песня деревенской жизни: зримая, слышимая, а главное, чувственная. Её мелодию создают удары молотков и звук затачиваемой косы на протяжном фоне духового инструмента – такие нежные ноты получаются, только если воздух проходит сквозь дерево. Тонкими высокими перезвонами включается треугольник. Пастораль, умиротворение.
Создатели «Пермских богов» – питерский режиссер Дмитрий Волкострелов, московские художник Ксения Перетрухина и композитор Дмитрий Власик, увлеченно работающие в области актуального театра. Их разговор о пермских богах естественным образом преодолевает локальность, переходя в общечеловеческий, и почти лишен религиозности. Волкострелов не предлагает зрителям предопределенных трактовок. Из десятков слов и предметов каждый зритель может собрать свой спектакль: куда смотреть, за чем следить и что из прозвучавшего выделить становится делом очень личным, потому как изначально все компоненты равнозначны. Текста совсем немного, а вот времени для собственных размышлений в темноте зала – предостаточно.

Идиллическая картина однообразных деревенских будней наглядно охватывает целый год – задняя стена сцены является большим экраном, в одной части которого отображается время почти реальное, а в другой – сценическое. «Зима. Восход  9:08. Закат 17:34. Текущее время….» – минуты мчатся со скоростью секунд, сменяются времена года, свет гаснет каждый раз с наступлением заката и в темноте раздаются голоса. Усиленные микрофонами звучат мысли, которые обычно появляются у людей перед сном – философские, поэтические, свои соображения и чьи-то зацепившие фразы. Людей много, мыслей тоже. Одновременное произношение позволяет выхватить из этого мыслепотока скудную информацию о скульптурах богов, типичные благодарности посетителей галереи, размышления о справедливости и главные вопросы – кто такие пермские боги и кто такие пермские люди? Среди ответов прозвучит даже «временный бог – Решетников»: для кого-то губернатор – бог, мимолетная отсылка к когда-то божественному происхождению власти. В 17 веке, когда пермских богов вырезали из дерева пермские люди, в это еще верили. В веке 20-м, когда фигуры собирали для художественной галереи, вера исчезала.

Постепенно два  главных вопроса о сущности богов и людей сливаются в один, создавая ощущение тождества. Тем сильнее оно, когда в финале актеры застывают в стоп-кадре – простые пермские люди, какими они были сотни лет. В зале загорается свет, и зрители вдруг видят на стенах боковых проходов фотографии пермских богов – в похожих позах. Их не было видно весь спектакль, но ведь если чего-то не видишь, не значит, что этого нет.

Дополнительно:

Северные народы вырезали из дерева фигуры православных святых, несмотря на запрет Синода в 18 веке. Самая большая коллекция таких фигур собрана в Пермском крае, потому часто работы древних мастеров называют «пермскими богами». Многие фигуры высотой с человеческий рост, расписаны и очень выразительны. Неизвестные мастера нередко использовали лица своих современников в качестве образца, потому боги так похожи на обычных жителей пермского края, живших здесь сотни лет назад. Среди пермских богов есть фигура Иисуса, лицо которого имеет  выраженные черты коми.

Жители отдаленных деревень, привыкшие испокон веков к таким фигурам в церквях, относились к ним двояко – и как к украшению храма, и как к фигурам святых, которым можно молиться.

Коллекцию фигур начали собирать в 20-х годах ХХ века, сейчас она хранится в Пермской художественной галерее.









Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.