Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

02.07.2020 | Нешкольная история

Цена Победы. Часть 4

И помнить тяжело, и забыть нельзя

публикация:

Стенгазета


Автор: Анжела Китаева, На момент написания работы ученица 11 класса средней школы г. Нижний Новгород. Научный руководитель Светлана Витальевна Черникова. 1-я премия XX Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал


ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Цена Победы. Часть 1 Цена Победы. Часть 2 Цена Победы. Часть 3
О Федоре Георгиевиче (Егоровиче) Лохине мы не знали ничего.

Мама захотела проверить информацию о нем на сайте «Память народа» и удивилась, когда нашла сведения о нем и о его подвиге во время Великой Отечественной войны:

«Товарищ Лохин, во время прорыва вражеской обороны 4.12.42 г. в р-не Переездная, искусно маневрируя на поле боя, применяясь к складкам местности, беспощадно громил фашистских захватчиков. Когда в разгар боя снарядом противника заклинило башню, товарищ Лохин использовал мощь гусениц и гусеницами своей грозной машины уничтожил 8 противотанковых пушек, 3 дзота с пехотой противника, 3 мотоцикла, 2 автомашины, одна из них с боеприпасами и вторая с мотопехотой и 70 гитлеровцев. Сохранив свою машину, эвакуировал с поля боя один подбитый танк КВ 1 С. Смелый, инициативный, отлично знающий свое дело командир гв. техн. лейтенант Лохин достоин присвоения звания Героя Советского Союза».

Героем Советского Союза он не стал ‒ его наградили орденом Ленина.
Когда мы получили справку о рождении Федора Георгиевича Лохина, поняли, что это родной брат Иллариона Георгиевича Лохина, моего прапрадеда.

Чуть позже я увидела информацию о том, что Ф. И. Лохин был осужден в 1948 году и лишен всех наград.

«Лохин Федор Георгиевич (1910)

Дата рождения: 1910 г.

Место рождения: Спасский р-н, дер. Лобовка.

Пол: мужчина

Национальность: русский

Профессия/место работы: Следовал до места работы.

Где и кем арестован: в г. Одесса.

Мера пресечения: арестован.

Дата ареста: 1 декабря 1947 г.

Обвинение: 54-10 ч. 1 УК УССР. («Нецензурные выражения в адрес вождя и правительственной награды»).

Осуждение: 28 января 1948 г.

Осудивший орган: военным трибуналом Одесской ж. д.

Приговор: 5 лет ИТЛ, поражение прав на 3 года, лишение ордена Ленина, медали.

Дата реабилитации: 29 мая 1965 г.».

Началась переписка с органами МВД и ФСБ с целью найти документы и выяснить, что произошло.

В УФСБ России по Республике Татарстан обнаружилось дело Ф. Г. Лохина, и моя мама, А. С. Китаева, 18 июня 2018 года была допущена до его просмотра.

О жизни семьи Лохиных в 20-е годы XX века мы узнали со слов самого Федора Георгиевича Лохина из «дела № 1362 по обвинению Лохина Ф. Г.».
Согласно выпискам из метрических книг за 1902 и 1910 годы, мой прадед, Илларион Георгиевич (Егорович) Лохин, и его брат Федор Георгиевич (Егорович) Лохин родились в селе Лобовка Спасского уезда Казанской губернии.

Из-за невозможности устроится в Лобовке семья вынужденно переезжает в город Горький (в 1923 г. ‒ Нижний Новгород). Здесь Федор окончил семилетку, работал «мальчиком по найму у частника», затем закончил курсы шоферов, устроился на работу в Ц.Р.К. (возможно, имеется в виду Центральный районный комитет – А. К.) Нижнего Новгорода, с 1929 по 1932 год без отрыва от производства обучался в Автомеханическом техникуме Горького.

Далее, по сведениям учетно-послужного списка, в сентябре 1932 года Свердловским РВК города Горького он был мобилизован для прохождения срочной службы. Курсант Лохин, помощник командира взвода тяж-войсковой части им. Калиновского города Нарофоминска уволен в запас в ноябре 1934 года. В этой части он прошел школу по подготовке младшего комсостава.

С 1935 по 1937 год работал автотехником гаража Горьковского обкома партии.

В мае 1937 года Свердловским РВК города Горького был мобилизован на службу инструктором-преподавателем в Горьковское танковое училище им. Сталина, которое в этом году было преобразовано из Горьковской бронетанковой школы. В 1936 году Федор Георгиевич познакомился со студенткой пединститута Ниной Трофимовной Блиновой. 24 января 1937 года у них родилась дочь Елена, 22 июня 1938 года ‒ дочь Галина.
С сентября 1939 по май 1940 года Ф. Г. Лохин, бригадир летучки 36 отдельной танковой бригады, «в боях в Западной Украине и с белофиннами».

Мобилизован уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны.

4 декабря 1942 года Федор совершил подвиг под Сталинградом, за что был награжден орденом Ленина (04.02.1943) и медалью «За оборону Сталинграда» (22.12.1942).

В 1944 году его направляют в Ленинградскую высшую офицерскую бронетанковую школу.

Последнее место службы ‒ 3 учебный танковый полк, сформированный 7 мая 1944 года Приказом Главнокомандующего Войска Польского. Полк готовил командиров танков, механиков-водителей и других специалистов. Контузию Федор Георгиевич получил в начале Берлинской наступательной операции.

Закончил войну Ф. Г. Лохин в качестве командира роты РТО 273 отдельного мотобатальона особого назначения. Награжден медалью «За победу над Германией».

После демобилизации лечился в санатории Челябинска в течении полутора месяцев, потом работал некоторое время начальником цеха артели «Металлист» в Челябинске.

В конце 1947 года Ф Г. Лохин следует к месту работы на шахту Краснолучского шахтоуправления.
Награда Ф. Г. Лохина давала ему право бесплатного проезда один раз в год. С 1 января 1948 года эта льгота отменялась по многочисленным предложениям награжденных орденами и медалями СССР.

1 января 1947 года поезд прибыл на вокзал города Одессы. Федор Георгиевич зачем-то вышел из вагона и из вокзала. Когда он хотел войти обратно, его не пустили, потребовали оплаченный билет. Дежурная по вокзалу Тихонова была непреклонна. Федор понял, что поездка закончилась. Денег не было, тем более что дежурная не имела права его не пускать, до отмены льгот оставался еще целый месяц. У Федора в вагоне остались вещи, он не мог их там оставить. Завязалась перепалка, в которой взрывной по натуре фронтовик, к тому же нетрезвый, «допустил нецензурное выражение, упомянув при этом фамилию руководителя советского государства» города Нарофоминска. Но Тихонова решила настоять на своем. Она вызвала наряд милиции, составили протокол, попутчики дали показания.

Ф. Г. Лохин был арестован по ст. 54–10 части 1 УК УССР. Под действие пунктов 1–14 статьи 54 попадали «контрреволюционные преступления».

Старший следователь отдела охраны МТБ ст. Одесса лейтенант Филиппов нашел, что по делу нужно вести дальнейшее следствие.

С 1 по 13 декабря 1947 года и с 30 декабря 1947 по 28 января 1948 года Ф. Г. Лохин содержался в тюрьме города Одессы. Допросы редко были днем, чаще с 23-00 до 1-00 либо с 22-00 до 24-00.

Вызывает удивление то, что в протоколе допроса только один вопрос: «Вы арестованы за проводимую вами антисоветскую агитацию. Желаете ли вы по данному вопросу дать показания?»
Два ночных часа лейтенант Филиппов задавал только один вопрос до тех пор, пока подсудимый не сознается? И так ‒ каждый допрос. Как же он добивался признательных показаний?

11 декабря 1947 года лейтенант Филиппов составляет интересный документ:

«Постановление о направлении обвиняемого на психиатрическую судебно-медицинскую экспертизу.

Я, старший следователь Отдела охраны МГБ ст. Одесса (неразборчиво) лейтенант (замазано), рассмотрев материалы следственного дела № 1362 по обвинению Лохина Федора Георгиевича 1910 года рождения, уроженец д. Старая Лобовка Спасского района ТАССР, в преступлении предусмотренных ст.ст. 54–10 часть.1 УК УССР,

Нашел:

Что обвиняемый Лохин жалуется на головные боли и припадочное состояние, в виду чего подозревается в психической неполноценности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 УПК УССР,

Постановил:

Обвиняемого Лохина Федора Георгиевича направить в Одесскую больницу для установления психической неполноценности и не подпадает ли он под действие ст. 10 УК УССР».

В больнице Ф. Г. Лохин находился с 13 по 30 декабря 1947 года. Чтение акта судебно-психиатрической экспертизы и протокола допроса, наводит на мысль, что его били с целью получить нужные показания.

«Акт судебно-психиатрической экспертизы от 31 декабря 1947 года.

В Одесской психиатрической больнице был освидетельствован Лохин Федор Георгиевич, 38 лет.

Направлен на экспертизу Отделом Охраны ст. Одесса Главная – жел дор МГБО. Обвинение предъявлено по ст. 54-10 ч. 1 УК УССР, в том, что выкрикивал нецензурную брань по адресу руководителей Советского государства. Экспертиза проведена стационарно с 13 декабря по 30 декабря 1947 года. Со слов испытуемого он служил в Советской Армии с 1941–1945 года. Был контужен под Берлином, с тех пор он страдает заиканием, демобилизован в чине капитана, награжден Орденом Ленина. В следствие болезненного состояния его освободили со службы. Психическое состояние: Сознание ясное. Правильно и четко ориентируется в окружающей обстановке. Беседует неохотно, в грубом тоне, проявляет эмоциональную неустойчивость, однако, при соответствующих замечаниях сдерживается, говорит и держится более спокойно. Он дает довольно подробные сведения о своем прошлом и фронтовой жизни, ссылается на беспамятство в отношении инкриминируемого ему преступления, пытается убедить врачей, что его оклеветали пассажиры, с которыми он поругался. Вменяем, под действие ст. 10 УК УССР не подходит.

Диагноз: Остаточные явления контузионно-коммоционного синдрома.

Состояние исследуемого в период совершения преступления: Лохин находился в состоянии обычного (физиологического) опьянения.

В пребывании в психиатрической больнице Лохин Ф. Г. не нуждается».
Ф. Г. Лохин на своем стоял твердо. Действительно, никакой «злостной антисоветской агитации» в его действиях не было, а было ‒ нарушение общественного порядка.

Тем не менее, 27–28 января 1948 года военный трибунал Одесской железной дороги на закрытом заседании при отсутствии свидетелей и защиты осудил Ф. Г. Лохина по ст. 54-10 часть1 УК УССР и приговорил его к 5 годам ИТЛ с поражением в правах на 3 года. У него отобрали орден Ленина, медали, а самого отправили в Амурлаг.

Боевой офицер с огромным опытом, мужественный и инициативный, который бы мог еще послужить Родине, был выброшен из послевоенной жизни. Для Ф. Г. Лохина, который столько лет, столько сил и здоровья отдал ради победы, это было сильнейшим ударом.

Нина Трофимовна не развелась с мужем. Она с детьми жила в Кирове. Мы не знаем, как они пережили такое несчастье. Были родственниками героя, а стали родственниками «врага народа».

Сразу после освобождения 1 декабря 1952 года Ф. Г. Лохин начал борьбу за свои права. Он боролся много лет. Только в 1965 году его реабилитировали. Верховный суд СССР признал, что Ф. Г. Лохин не преследовал цели подрыва советского государства.

Никто в те годы не задумывался над тем, чтобы помочь фронтовикам вернуться к мирной жизни, не было тогда понимания, что человек, прошедший войну с первого до последнего дня, может страдать боевой психической травмой, боевым утомлением, из-за чего его поведение может быть конфликтным.

Константин Симонов говорил: «Человек, прошедший войну, уже не останется прежним. Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нем неизгладимых следов, но если он действительно человек, то это ему только кажется».
Послевоенное общество относится к фронтовикам с непониманием, с неприязнью, что еще больше обостряет чувство несправедливости у фронтовиков. Но еще большая несправедливость, когда у фронтовика отбирают награды.

Ф. Г. Лохин отличился как командир, он выстоял на войне, выстоял и не сломался в суровых условиях Амурлага. Но вот чего он не мог никак понять, почему к нему так относится государство?

При аресте у Федора Георгиевича при себе были ордена и медали и документы к ним, проездной билет к ордену, гвардейский значок, права, личные документы, вырезки из газеты «Красная Звезда», фотографии. Всё это изъяли.

Документов, фотографий в деле не оказалось, их уничтожили. Но мы поняли, какие вырезки их газет могли быть у Федора Георгиевича, и мы их нашли. Это были приказы о награждении орденом Ленина. Федор Георгиевич не получил обратно ничего из того, что было у него отобрано. Он ничем не мог подтвердить ни свой опыт работы, ни контузию, ни факт совершения подвига. Архив Автомеханического техникума сгорел в войну.

Бронетанковое училище, которое в 1938 году было переведено в Харьков, в начале войны переправлено в Узбекистан, в город Чирчик. Документы личного состава были утрачены.

С просьбой вернуть ему документы Федор Георгиевич обращался в разные инстанции Одессы. Он пишет письма простым языком, объясняя чиновникам, что ему нужны документы для работы, ведь надо как-то жить, чем-то зарабатывать, но везде получает отказ, мотивированный тем, что все его личные документы уничтожены. Не выдержав, он пишет проникновенное письмо в Верховный суд СССР, в котором упрекает государство за то, что оно относится к нему как к собаке, а ведь он воевал за это государство, воевал за Родину.
Умер Федор Георгиевич Лохин, фронтовик, защитник Отечества, в 1975 году в Кирове.

Среди моих родственников не осталось живых участников войны, но, по рассказам их детей, они не любили о ней вспоминать. В интернете я нашла много подтверждений тому, что многие пережившие войну не говорили о ней со своими детьми.

Можно сказать, что за Победу заплатил каждый. Теперь я хочу назвать Цену Победы, которую дал мой род, и она ‒ непомерна: это сломанные жизни, исковерканные судьбы, потерянное здоровье, голод и разруха. Дети, лишенные детства, жены, лишенные любви и заботы, матери, лишенные счастья видеть своих сыновей живыми. Это вдовьи слезы, тревоги за близких, натруженные руки, ушедшая из сердца навек радость, забытые имена, неродившиеся дети, напрасные надежды, неосуществленные дела. Это жизни, которые не пережить заново, это люди, которым не восстать из братской могилы.

Вот та жертва, которую мой род положил на алтарь Победы.

И это только то, что на поверхности. И это то, что мои предки старались забыть! И помнить тяжело, и забыть нельзя!

Моя бабушка и мой папа знали только по две родословные ветви, пострадавшие в войну. Мама ‒ четыре. А я ‒ шесть.

Я вспомню своих:

Автайкина (Кизаева) Евдокия Егоровна. Пострадала от войны.

Ипатова Анна Федоровна. Пострадала от войны.

Калинина Наталья Захаровна. Пережила войну.

Кизаев Андрей Федорович. Погиб.

Кизаев Виктор Федорович. Умер во время войны.

Кизаев Вячеслав Федорович. Пострадал от войны.

Кизаев Геннадий Федорович. Пострадал от войны.

Кизаева Евдокия Михайловна. Умерла в войну.

Кизаев Егор Николаевич. Умер в войну.

Кизаева Евфимия Афанасьевна. Умерла во время войны.

Кизаева Ирина Егоровна. Умерла в войну.

Кизаев Кузьма Егорович. Мобилизован на трудовой фронт.

Кизаева Лидия Федоровна. Пострадала от войны.

Кизаева Мария Кузьминична. Пострадала от войны.

Кизаева Наталья. Мобилизована на трудовой фронт.

Кизаев Петр Георгиевич. Погиб.

Кизаев Федор Николаевич. Прошел плен.

Кизаев Юрий Петрович. Пострадал от войны.

Киушова Вера Егоровна. Пострадала от войны.

Киушов Егор. Воевал, контужен. Вернулся с войны.

Киушова Екатерина (Варвара) Егоровна. Пострадала от войны.

Киушова Раиса Егоровна. Пострадала от войны.

Китаев Александр Петрович. Вернулся с войны.

Китаева Галина Васильевна. Пострадала от войны.

Китаев Лев Николаевич. Пострадал от войны.

Китаева Мария Ивановна. Пострадала от войны.

Китаев Николай Петрович. Вернулся с войны.

Кучкаев Алексей Захарович. Мобилизован на трудовой фронт.

Кучкаев Михаил Захарович. Мобилизован на трудовой фронт.

Кучкаев Федор Михайлович. Вернулся с войны.

Лохин Федор Георгиевич. Орденоносец. Репрессирован. Реабилитирован.

Лохин Илларион Георгиевич. Возможно репрессирован. Мобилизован на трудовой фронт.

Лохина (Куприянова) Прасковья Сергеевна. Пострадала от войны.

Лохин Вячеслав Илларионович. Пострадал от войны.

Лохин Анатолий Илларионович. Пострадал от войны.

Лохина (Бугрова) Раиса Илларионовна. Пострадала от войны.

Мирясов Василий Ефимович. Вернулся с войны.

Мирясова (Ипатова) Нина Ивановна. Вернулась с войны.

Мирясова Евдокия. Умерла во время войны.

Молькова Матрена Алексеевна. Пережила войну.

Мольков Василий Михайлович. Пережил войну.

Олесова Анна Петровна. Пережила войну.

Чернышова (Олесова) Александра Васильевна. Вдова.

Чернышова (Лохина) Вера Ивановна. Пострадала от войны.

Чернышов Иван Степанович. Погиб.

Чернышов Николай Иванович. Вернулся с войны.

Ускова Агриппина Андреевна. Вдова.

Усков Алексей Иванович. Умер сразу после войны.

Усков Анатолий Иванович. Пострадал от войны.

Ускова Евдокия Митрофановна. Умерла во время войны.

Усков Евгений Иванович. Умер в войну.

Ускова (Емельцова) Елена Ивановна. Мобилизована на трудовой фронт.

Усков Иван Захарович. Умер от ран.

Усков Петр Иванович. Пропал без вести.

Ускова (Дубова) Раиса Ивановна. Пострадала от войны.

Ускова (Кизаева) Роза Ивановна. Пострадала от войны.

Что я могу для них сделать?

Быть им благодарной, оплакать тех, кого уже нет, сохранить память о них.

Это мой долг перед ними.

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.