публикация:
Стенгазета
Текст: Олеся Ахмеджанова
Если вы хотите почитать неплохой детектив, то следует вас предупредить: сегодня всё сложнее найти классическую версию этого жанра. Почти каждый детектив — это интрига и кое-что ещё. Например, «детектив
и роман взросления», или «детектив
и семейная драма», или «детектив
и приключенческий роман». Правда, от таких сочетаний на самом деле выигрывают все: и читатели, которых и развлекают, и заставляют думать о более высоком, глубоком и важном. И писатели, которые могут попрактиковаться в разных жанрах, не выходя, что называется, из одного романа.
Примерно таким образом скроены все детективы ирландской писательницы Таны Френч: у неё всегда есть интригующий небанальный сюжет и то самое «кое-что ещё».
В новой книге Френч «Тень за спиной» (как и в предыдущих шести) действие происходит в дублинском отделе убийств. Молодая девушка Ашлин найдена с пробитой головой. Следствие ведут детективы Антуанетта Конвей и Стивен Моран, которых не особо любят в их родном участке. Особенно Антуанетту, от лица которой и идет повествование. Как единственная женщина в отделе, она испытывает невероятное давление: от мелких пакостей — до откровенного прессинга коллег.При этом сама Конвей не пытается наладить отношения. Напротив: она обороняется, ждет подвоха, готова ответить на любое движение и подозревает каждого в ненависти к себе. Постепенно эта история превращается в настоящую паранойю, и детективу Конвей становится всё сложнее отделить домыслы от реальности.
Расследование тоже идет очень неровно. Конвей и Моран сразу находят подозреваемого, но чем больше они разбираются в прошлом жертвы, тем больше понимают: в этом обычном, на первый взгляд, убийстве скрыто больше, чем кажется. Красивая одежда, добродушная улыбка, милое личико Ашлин оказываются лишь прикрытием, за которым скрываются детские травмы, душевная боль и немного одержимости. Убитая девушка вовсе не так проста, а её детство, проведенное без отца, удивительно похоже на детство детектива Конвей. Тана Френч вдумчиво и обстоятельно рассматривает двух героинь, которые по-разному справляются с детскими травмами, и показывает, что тут и там маячит фигура потерянного отца. Под детективной интригой отчетливо проступает психологический роман о том, как люди пытаются переработать свое прошлое, — зацикливаясь на нём или отвергая. Именно эта тема превращает крепкий полицейский детектив в сложную психологическую драму о душевных травмах и отношениях дочерей и отцов.
Все эти события происходят в довольно мрачной и гнетущей атмосфере. Мелкий накрапывающий дождик, серое дублинское небо, странные шорохи и тени, которые мелькают перед главной героиней. «Тень за спиной» воссоздает классическую атмосферу полицейских детективов, где главные герои сутками не спят, пьют кофе, подозреваемые ходят в черных пальто и перчатках, в участке, возможно, завелся продажный коп, а самое главное, как всегда, ускользает. Особенно запоминаются допросы, где от напряжения пошаливают нервы и у героев, и у читателей. Диалоги, которые ведут детективы, ловушки, в которые они заманивают подозреваемого, и светские беседы, резко переходящие в гонку за признанием, — все эти сцены мы уже видели в сериалах «Настоящий детектив» или «Прослушка». Вот только у Френч они не выглядят штампованными или избитыми, благодаря тонким и точным деталям. В одном из интервью писательница признается, что подсмотрела манеру вести допрос у своего друга-детектива: «Этот веселый и дружелюбный парень в одно мгновение изменился. Как будто кто-то нажал переключатель. Он вцепился в меня как питбуль».
При этом Тана Френч отличается не только дотошностью и любовью к интриге, которую мастерски держит до последней буквы, — она ещё и всегда очень внимательна к тексту. Ей нравятся романы Донны Тартт, возможно, поэтому она так внимательно относится к стилю повествования. Пожалуй, предыдущий роман Таны Френч «Тайное место» об убийстве в закрытой школе был её самой выдающейся работой, где мистическая атмосфера и ирландские пейзажи сочетались с напряженной гонкой за преступником. «Тень за спиной» — вещь более мрачная, жесткая и резкая, но также стилистически прекрасная. Им можно наслаждаться, вытаскивая наружу сложные психологические подтексты, а можно — как обычный и страшно увлекательный детектив. Читать такой роман, пусть в нём и разложены трупы, огромное удовольствие.
Дополнительно:
В оригинале роман называется The Trespasser, «Нарушитель». Кажется, что русский перевод хоть и прямолинейнее, но точнее передает паранойю, которая накрывает героев.
….
У детективов Таны Френч интересная структура: они сделаны по принципу спин-оффа. В каждой новой книге можно встретить героя из предыдущей. Главным героем прошлого романа « Тайное место» был Стивен Моран — напарник Антуанетты Конвей. Повествование велось от его лица.
….
Из-за того, что Конвей — женщина, многие считают, что роман феминистский. Но сама Тана Френч не поддерживает эту точку зрения.
— Что мне показалось интересным, так это то, как много людей действительно хотят видеть это как книгу о конфликте между мужчиной и женщиной, когда на самом деле в этом нет ничего гендерно-специфического. Немного удручает осознание того, что в 2017 году (тогда вышла книга), если вы напишите книгу, в которой главный герой — женщина, — даже если в истории нет ничего конкретного о женщине — она по-прежнему не рассматривается как книга о человеческом опыте; а рассматривается как книга о женском опыте.