публикация:
Стенгазета
Текст: Татьяна Зиза
Вайолет (Эль Фаннинг) семнадцать лет, она живет в маленьком городке в Великобритании с религиозной мамой (Агнешка Гроховска), ходит в школу, работает на ферме, поет в церковном хоре. Главная героиня «За мечтой» отчаянно хочет вырваться из этой заурядной жизни, из-под надзора матери, и по-своему бунтует – выступает в местном баре и решает поучаствовать в конкурсе молодых талантов. Вот и все, что происходит на экране за полтора часа.
Режиссер-дебютант Макс Мингелла (сын режиссера-обладателя «Оскара» Энтони Мингеллы и по совместительству Ник из «Рассказа служанки») создал банальную историю с очень схематичным изображением современного шоу-бизнеса и проблемах начинающего артиста.
Тема популярная – из последних примеров автобиографичный «Рокетмен», разоблачительный и проблемный «Вокс Люкс» и довольно поверхностный «Звезда родилась». «За мечтой», к сожалению, тяготеет к последнему. Мангелла совсем не затронул сам феномен поп-культуры. После фильма хочется обратиться к режиссеру: «Макс, просто играй дальше Ника, не порти впечатление».
Сознательно или нет в «За мечтой» Фаннинг повторяет рисунок своей роли из фильма «Неоновый демон». В центре сюжета ее героиня, покоряющая в «Демоне» модельный бизнес, в ленте Мангеллы – музыкальный. Актриса эксплуатирует образ Джесси – своей героини из «Неонового демона». Неопытная, отстраненная, с отрешенным взглядом и минимумом мимики начинающая звезда. «Замороженность» Фаннинг здесь кстати, но ощущение, что мы где-то это уже видели, не покидает. На афише «За мечтой» портрет актрисы в розовом неоновом свете, часто используется фрагментарная съемка, есть незаконченные, обрубленные кадры, фильм полон музыкальных вставок. Стилистика истории про Вайолет во многом повторяет визуальный язык «Неонового демона». Здесь также много неона, полумрака или, наоборот, внезапного яркого света, эстетики клубов двухтысячных и сцен в формате клипов того же времени.
Вообще «За мечтой» - это не фильм о шоу талантов, в котором участвует героиня Эль Фаннинг, а фильм-шоу талантов Эль Фаннинг. Актриса в нем не только играет, но и танцует, сама поет – она исполнила девять песен в ленте. Более того, при детальном просмотре оказывается, что весь фильм строится исключительно на личности самой актрисы и, возможно, отчасти рассказывает ее историю популярности. Никакого развития персонажа – самой Вайолет, нет, нераскрытыми и даже не приоткрытыми остаются все герои. И это при неплохом касте. Менеджера главной героини играет хорватский актер Златко Бурич, известный по фильму «Дилер» и сериалу «Большой куш». Из тандема гангстера и нимфетки мог бы получится хороший кинодуэт, но не случилось. Герой Бурича Влад – невнятный пьяница, бывший оперный певец, который относится к своей героини по-отечески. Отношения героини Натали Портман и ее менеджера, в роли которого Джуд Лоу, в «Вокс Люксе» смотрятся куда интереснее и сложнее. У Макса Мингеллы не было цели снять проблемную ленту и показать все ужасы шоу-бизнеса, но и пробудить умиление у зрителя не получилось. Во взаимоотношениях Вайолет и Влада много недоговоренностей и пробелов, которые воспринимаются не как сценарный прием, а как сюжетные дыры. Спасает ситуацию, опять же, Эль Фаннинг. Ее природная инопланетность и способность играть непонятых персонажей сглаживает сюжетные пробелы, маскируя их под странное видение мира героини.
Бенефис Эль Фаннинг можно считать удавшимся, а вот сам фильм – нет. Обрубленность и плоскость делает его, скорее, сценарной зарисовкой. Ностальгию по клипам двухтысячных и особенностям восхождения молодых звезд удовлетворить удастся. Правда, для этого можно пересмотреть «Фабрику звезд», а на шоу талантов посмотреть, включив «Голос».
Дополнительно:
В российский прокат фильм Макса Мингеллы вышел под названием «За мечтой», но дословный перевод ленты звучит как «Подростковый дух» (Teen Spirit). Оригинальное название, пожалуй, в большей степени соответствует содержанию фильма. А еще цитирует песню группы Nirvana «Smells Like Teen Spirit», которая в принципе за три минуты говорит обо всем том, о чем Мингелла рассказывает полтора часа. Пусть вскользь, но в «За мечтой» поднимаются реальные подростковые проблемы: непонимание стремлений героини ее мамой, потеря контроля из-за алкоголя, первая страсть, убежденность в собственной исключительности и пренебрежение заботой близких.