публикация:
Стенгазета
Текст: Антон Ниязов
Кажется, что жизнь композитора состоит только из нот и звуков, и больше в ней ничего нет. Но на самом деле она складывается из событий и переживаний жизни отдельно взятого композитора. В книге «Эрик Сати» исследователь Мэри Э. Дэвис показала известного французского композитора как одного из главных идеологов и реформаторов культуры модернизма в целом. С ее легкой руки Сати стал первым в мире человеком, который задумался о том, что такое личный бренд и культивировал в своей биографии и музыке. Но обо всем по порядку.
Мэри Дэвис по роду деятельности не только историк музыки, но и историк моды. Она детально разобрала жизнь Эрика Сати с этих двух сторон. Автор рассматривает биографию композитора специально сравнивая его художественный дар с публичным образом, который стал декорацией его творческой деятельности.
Дэвис пишет: «На фоне яркий изменений в гардеробе и публичном имидже творческое наследие Сати обретает новые перспективы. Когда культура звезд и селебрити, столь естественная для нас сегодня, только зарождалась, Эрик Сати уже ясно понимал, как ценно и важно быть уникальным, а значит, легко узнаваемым — “быть не как все”. Одежда помогала ему в этом и, без сомнения, играла значительную роль в визуальном представлении прорывов в его искусстве».
Две главы книги названы так, будто автор встречает композитора по «по одежке»— «Вельветовый джентльмен» и «В смокинге». Вельветовым его прозвали за то, что половину наследства он потратил на одинаковые коричневые костюмы, в которых проходил половину жизни. Сати представляется нам неким денди, который, при этом, делает прекрасную музыку.
Чтобы понять работу целиком недостаточно просто интересоваться музыкой или модой. В достаточно простой языковой манере автор описывает сложнейшие музыкальные термины, рассказывает про музыку так, что при должном желании это может понять любой.
«Подвижная модальная мелодия, записанная без разделения на такты, напоминает григорианский хорал, а медленное параллельное гармоническое движение в басу — самую раннюю форму полифонии — органум. <…> Этот эффект Сати усиливает чередованием фактур и динамикой, с драматическими переходами от pianissimo к fortissimo в конце каждой фразы».
Можно сказать, что книга написана для всех. Но не специалисту придется пропустить сложные музыковедческие эпизоды. Если вы взяли этот труд в руки, будьте готовы пробираться через подробное описание ключевых произведений в жизни композитора.
Мануал издали Ад Маргинем Пресс совместно с музеем современного искусства Garage. Это не первый опыт подобной коллаборации — с 2012 года они делают проект, в рамках которого публикуют книги посвященные различным аспектам современного искусства и культуры. Хотя книга кажется написанной для узких специалистов, она на самом деле может быть интересна и более широкому кругу читателей — тем, кто интересуется современным искусством, культурой и актуальной европейской мыслью о них, как никак проект продолжается с 2012 года и имеет свою аудиторию.
Дополнительно:
Мэри Дэвис — декан Школы последипломного образования Института моды и технологий Нью-Йорка, специалист по теории и истории музыки и моды. Кроме книги «Эрик Сати» (единственная из ее библиографии, вышедшая на русском), она автор книг «Стиль “Русских сезонов”: танцовщицы Дягилева и парижская мода» (Ballets Russes Style: Diaghilev's Dancers and Paris Fashion, 2010) и «Классический шик: музыка, мода и модернизм» (Classic Chic: Music, Fashion, and Modernism, 2006).