Конец XIX века. В молодую аристократку Мари влюблены двое: ветреный писатель Пьер и состоятельный предприниматель Анри. Замуж ее выдают за второго кандидата, который кроме руки и сердца предложил и немалую сумму денег. Разочарованная Мари, мечтавшая быть женой Пьера, делает его своим любовником.
Слово «куриоса» имеет несколько значений. В начале фильма заявлено одно из них – эротические книги, картинки, и все логично – в основе ленты именно эротические фотографии автора XIX века Пьера Луиса. Но еще curiosa переводится дословно как «редкая вещь», а также это любопытная женщина, которая сует нос не в свои дела. И это уже прямая отсылка к Мари – с одной стороны, необычной, непохожей на девушек своего времени, которой, с одной стороны, удается провести собственную своеобразную сексуальную революцию, с другой – чрезмерно активной и настырной. Режиссер Лу Жене подчеркивает уникальность своей главной героини, но делает это не прямолинейно, позволяя зрителям самим считать заложенный смысл.
Первая же сцена фильма помогает понять, в чем необычность Мари – в ее феминистическом, хоть и неосознанном и неоформленном, взгляде на традиции.
Она сравнивает девушек на выданье с домами, которые приходят смотреть состоятельные покупатели, они же – женихи. Но Мари не бунтует и не противится этой традиции, лишь посмеиваясь над ней. Главная героиня возвышается над устоями общества, не только предлагая Пьеру роль любовника, но используя возлюбленного и его увлечение эротической фотографией для познания собственного тела и сексуальности. Объективация женщин здесь превращается в главное оружие героини. Мари сама просит Пьера снять ее в позах «неодобряемых обществом» и без стеснения смотрит в объектив фотоаппарата, через который заглядывает прямо в душу любовника, со временем меняясь с ним местами.
Тему женщины, как объекта, хорошо показывает эпизод, когда фотоаппарат в руки берет сама Мари и пытается запечатлеть обнаженного Пьера. Он не дает ей этого сделать, противясь роли предмета исследования. Фотоаппарат в «Куриосе» - это не только предмет для создания эстетических снимков, но и символ контроля над ситуацией, четко показывающий роль мужчины и женщины, гендерный маркер.
Главная соперница Мари – алжирская танцовщица, которую Пьер привез для удовлетворения сексуальных желаний и веселых вечеринок с друзьями, становится ее учителем. Она не только открывает главной героине прелести лесбийской любви, но и объясняет, что является главным женским оружием. Конечно, сексуальность. И если сейчас к такой аксиоме может возникнуть масса вопросов, то во времена появления модерна, когда на двух женщин в кафе смотрели, как на проституток (о чем Мари напоминает ее муж Анри), Лу Жене видит сексуальность единственным рычагом воздействия на мужчин. Роль женщины меняется, доминирующей становится Мари, а мужчина – объектом.
Сыграла Мари французская актриса Ноэми Мерлан. Внешнее сходство с классическим образом аристократки помогло ей не уйти от откровенности к пошлости. Мимика Мерлан особо не меняется на протяжении всего фильма, зато тело актрисы, ее пластика помогают считать внутренние изменения героини. Сцены с участием обнаженной Мерлан не вульгарны, несмотря на детальную съемку. В кадре не только грудь и гениталии, но и кисти рук, шея, ноги. Художник поставщик «Куриосы» Янн Мегар и оператор Симон Рока превратили эротические сцены в краткие арт-зарисовки. Сняты они в замедленном формате, а среди цветов преобладают глубокие сине-зеленые оттенки.
Как ловко Мари превращается из объекта исследования в исследователя, так ловко режиссер-дебютантка Лу Жене разворачивает, казалось бы, банальную историю о шаблонном любовном треугольнике в манифест эмансипации. Ее героиня не только трансформируется из ведомой в ведущую, но и выпускает книгу, в основе которой ее жизнь. Да, под мужским псевдонимом, но мы то знаем, что скоро все изменится.
Дополнительно:
Саундтреки к «Куриосе» написал музыкант, член группы Black Strobe и один из основоположников французской электронной сцены Арно Реботини. Он также создавал музыку для лент Гая Ричи и фильма режиссера Робена Кампийо «120 ударов в минуту».
Для первого полнометражного фильма Лу Жене композитор Арно Реботини создал саундтреки, в которых чувствуется влияние электронной музыки. Их привычнее было бы слышать на современном рейве, чем в ленте о событиях XIX века. Но такое музыкальное решение, во-первых, подчеркивает нестандартный режиссерский взгляд на роль французской аристократки, а, во-вторых, показывает, что мы смотрим фильм, снятый в 2019 году современным автором. Кроме этого, Жене противопоставляет идеально выдержанной визуальной эстетике эпохи звучание: внешний вид Мари, похожий на внешний вид героинь картин Густава Климта, идет вразрез с музыкой на стыке электро и хауса.