публикация:
Стенгазета
Текст: Олеся Ахмеджанова
Популярность волшебных сказок и неоготических романов, которые уже не первый десяток лет собирают армию фанатов, подтверждает: людям не особенно нравится их реальность. Они бы лучше отправились во времена старинных замков и колдовства, чем листали бы ленту новостей. Эскапизм — желание сбежать в воображаемый мир — долго и славно процветает в литературе, соблазняя читателей своей изящной формой и закрученными сюжетами. И хотя многие до сих пор воспринимают это явление в негативном смысле (мол, как это можно, сбегать куда-то, когда нужно активно включаться в жизнь), всё-таки сказки, фэнтези и прочие фантастические саги построены именно на эскапизме. И как говорил великий писатель Толкин: «Мысль о том, что автомобили “более живые”, чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна».
Книга Дианы Сеттерфилд «Пока течет река» — ещё один отличный образец ухода от реальности и добротный роман в жанре викторианской прозы. Той самой Сетерфилд, что больше десяти лет назад покорила всех неоготическим детективом «Тринадцатая сказка». Второе произведение автора «Беллмен и Блэк» оставило скромные впечатления и у критиков, и у фанатов. И вот, наконец, писательница принесла с собой книгу, которая оказалась почти также хороша как и первая.
«Пока течет река» рассказывает о событиях, случившихся в трактире «Лебедь» на берегу Темзы. Однажды ночью там появляется мужчина с мертвым ребенком на руках, но спустя несколько минут девочка оживает. Диана Сеттерфилд — ярый поклонник всего старинного и волшебного. Она обожает романы сестер Бронте, поэтому перенесла свою любовь и в новую книгу, хотя добавила в неё значительно меньше готического и леденящего душу, чем в «Тринадцатую сказку». Колоритные герои, мрачные легенды, мистические совпадения — всё это напоминает романы Бронте, чуть разбавленные Чарльзом Диккенсом. Добавьте ещё медленное развитие сюжета и аккуратную игру, которую Сеттерфилд ведет со стилем и языком, и вы не всегда сможете угадать, прозу какого века читаете — современную или не очень.
Структура романа состоит из историй. Мы успеваем выслушать откровения почти каждого персонажа: и простых пьянчуг, и знатных богачей. Когда все рассказы сливаются в один большой гомон, невозможно разобрать, кто тут главный герой. Единственным постоянным участником всех событий становится Темза. Своенравная, глубокая, неторопливая река задает ритм и добавляет роману ещё больше мифологичности: паромщик тут похож на Харона с реки Стикс, а история про мертвую девочку напоминает легенду об Орфее и Эвридике.
Однако есть в романе Сеттерфилд и кое-что современное. Например, сильные женские персонажи: медсестра Рита, которая в свои 35 лет живет без мужа и детей; Хелена, ловко управляющая лодкой; Лили Уайт, работающая на пастора. Есть даже афробританец, что чудно выглядит и для самих персонажей книги, которые живут в консервативной белой Англии конца XIX века. Эти герои нетипичны, а женщины и вовсе не похожи на классических рафинированных героинь викторианской прозы. Всё это Сеттерфилд делает намеренно, потому как считает, что читателю гораздо легче идентифицировать себя с современными персонажами, пусть даже они жили несколько столетий назад.
«Пока течет река» — книга, которую можно поставить на полку рядом с романом «Светила» Элеанор Каттон, получившего Букер (2013), и менее изысканными поделками вроде «Змея в Эссексе» Сары Перри и «Чудо» Эммы Донохью. Крепкий, хорошо продуманный и захватывающий роман, который ещё раз подтверждает: эскапизм «на коне». И кажется, самое время запереть дверь на ключ, чтобы сидеть, смотреть на чудесную старинную Англию и слушать сказочные истории.
Дополнительно:
«Тринадцатая сказка» — дебютный роман Дианы Сеттерфилд. Роман был переведён на несколько десятков языков и удостоился от рецензентов почетного имени «новой „Джейн Эйр“». В октябре 2006 года роман возглавил список бестселлеров по версии New York Times.
…
«Когда вы пишете об историческом периоде, который вам не принадлежит, и где жизнь женщин сильно отличалась от вашей, вы должны очень серьезно задуматься о том, как написать характер, который будет по-настоящему привлекательным для современных читателей, — пишет сама Сеттерфилд, — Но это не социальная история, это выдумка. И я не пишу романы XIX века, я пишу романы XXI века, созданные в викторианскую эпоху».