Ожидании на эвакопункте
17.10.2019 | Нешкольная история
Свои или чужие? Часть 2Эвакуированные ленинградцы в Челябинске (1941 – 1948 гг.)
«Работники жалуются, что не хватает мест для расселения. Скученность в значительной мере объясняется тем, что расселение приехавших (особенно семей), проводится медленно».
Итак, что мы видим? Уже несколько месяцев прошло с начала эвакуации, люди уже успели, поработав на ЧТЗ, перейти на новые места, а живут они все еще на эвакопункте!
Людей расселять было просто некуда – поэтому приняли решение «о разгрузке города от эвакуированного населения», по которому всех, кто не имел отношения к производству, стали размещать в сельскую местность.
Большую же часть эвакуированных обеспечивали жильем за счет уплотнения местного населения.
Жилищные взаимоотношения иногда накалялись до такой степени, что инспекторы по устройству эвакуированных отмечали случаи прямого выживания с жилплощади квартирохозяевами: «запирают на замок квартиру на целый день, заставляя живущих лезть через окно, методически травят и угрожают».
«Мастер Николаев был глуховат, он очень жалел нас ленинградских, старался всячески помогать» – рассказывала мне Изабелла Иосифовна Чучанова.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.