Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

20.06.2019 | Нешкольная история

«Исторический слом, прошедший через семьи». Часть 1

Трагическая история жизни семьи моей прабабушки

публикация:

Стенгазета


Автор: Макар Венедиктов. На момент написания работы ученик 10 класса школы с. Елбань, Новосибирская область. Научный руководитель Татьяна Юрьевна Нерода. 1-я премия XIX Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал


ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
 
В заглавие я взял слова доктора исторических наук, профессора С. А. Красильникова: «исторический слом, прошедший через семьи» – из его работы «Раскулачивание»: модернизация на крови». Они очень точно отражают суть произошедших событий в судьбах миллионов крестьян. У каждого была своя трагедия, своя боль, свои утраты. Но порождены они были одной причиной – бесчеловечной политикой государства… Каток репрессий прошелся и по судьбам моих родных.

О трагической истории из жизни семьи моей прабабушки, истории в одночасье переломавшей всё: сложившийся быт, естественные крестьянские заботы, веру в завтрашний день, – я слышал давно. В семье сохранились документы: письма из нарымской ссылки, прошения о разрешении возвратиться на родину, справки об инвалидности.
Репрессии, массовая крестьянская ссылка, эта «мужичья чума», как сами крестьяне называли ее, обрушилась на наш регион в самом начале 1930 года. О трагических событиях, ворвавшихся в этот год в жизнь нашей семьи, свидетельствуют многие документы и даже вещи…

А Акапсим, мой прапрадед, до самой смерти в любой трудной ситуации успокаивал своих внуков пословицей «кто в Нарыме не бывал, тот и горя не знавал».

Весна 1930-го в Сибири запомнилась тем, что она пришла неожиданно. Акапсим с утра проверял амбар, радовался, что семенной запас хорошо сохранился. Целыми днями, прихрамывая (одна нога с детства была короче другой на 15 сантиметров), готовил упряжь, проверял исправность инвентаря – скоро сев! Справлялся он с крестьянскими заботами лучше многих здоровых мужиков. Будучи глубоко верующим, с большим уважением относился к жене Анне и детям: Тимофею, Герасиму, Федору, Тасе, Агафье, Ивану (двое еще родятся в Нарыме). Жили они до ссылки в селе Пеньково Маслянинского района Новосибирской области.

В хозяйстве было 10 коров, молодняк, лошади, свиньи, гуси, куры… Имея свой сельхозинвентарь и оборудование, сеяли зерно и лен. Зерно и кормы для скота хранили в амбарах. Ткали льняное полотно и шерсть. Дом был «крепким» по сельским меркам – строили для себя, старались.
Конечно, приходилось нанимать и работников, особенно в страду, тем более что со времени НЭПа это не запрещалось. А желающих заработать в деревне было достаточно – из тех, кто своего хозяйства не держал, перебивался от заработка к заработку.

Поэтому, невзирая на то, что в основном в селе с уважением относились к Акапсиму, хорошему хозяину, были и завистники. Вот и пришла беда к ним одним из первых в деревне.

Тревога была уже с января. Пошли слухи, что будут отбирать всё хозяйство, а семьи отправлять на север. Но случилось это в середине марта. В числе первых семей, объявленных кулацкими, было еще с десяток, все многодетные. День этот запомнился на всю жизнь: местные активисты из бедноты, с ними милиционер из райцентра, ввалились утром в избу и грубо, даже с радостью, объявили домочадцам о грядущих переменах. Разрешили собрать узлы и взять в дорогу лошадь с повозкой… и всё. Да и то лошадь – лишь потому, что малолетние дети есть (Ивану еще и годика не исполнилось! Мать грудью кормила). Отправили в тот же день в числе таких же горемычных. Жуткий вой стоял, соседи вышли из своих изб, у всех была растерянность и страх, что будет завтра? Но были и злорадные выпады: заслужили, поживите, как мы жили!

С обозами рядом шли люди: бабы, мужики, дети. Места в повозках не хватало, сопровождающие повыбрасывали часть узлов, но это не помогло.
Акапсим шел с маленьким сыном Иваном на руках, ребенок был замотан в овечьи шкуры, в материнские платки. Удивительно, но и сегодня один такой платок хранится в бабушкином сундуке.

Люди быстро утомились. Когда встал вопрос о ночевке, то (невозможно представить! март в Сибири!) разгребали снег, расстилали сено, солому, которой предполагалось кормить лошадей, жгли костры… У многих заболели дети, не добравшись до ближайшей станции. А уже в переполненной грязной теплушке начали умирать. Их просто забирали с эшелонов, никаких прощаний.

Всех отправили в болотистый таежный Чаинский район Томской области. Вещей было по минимуму, в основном продукты. А вот частичку из прошлой, благополучной жизни, взяли: женские платки (они долго служили в качестве пеленок для малышей, потому что в поселке ничего приобрести было нельзя).

И, конечно, отправились в ссылку святые образа и Библия.

Вот что пишет об этом «заповедном» месте Виталий Сосницкий, автор исследования «История семьи Барко»: «По левобережью Оби раскинулся в Нарымском крае Чаинский район с райцентром в селе Подгорном (в наши дни это два района – Чаинский и Бакчарский). Сюда, в непролазную тайгу и болота, и стали гнать раскулаченных. По прибытии на место они получали статус спецпереселенцев и расселялись на совершенно необжитых местах. Сооружали шалаши, землянки, корчевали тайгу под пашню и сенокосы, валили лес, строили бараки. Не хватало пил, топоров, лопат, иные семьи не имели в своем быту даже ножей. Возле каждого такого поселка сразу же возникали кладбища. В считанные месяцы до половины жителей оказались на них.
Вся полнота власти принадлежала комендатурам. Кроме участковых, были еще поселковые комендатуры, просто коменданты по деревням и поселкам, вахтеры.

Комендатуры расселяли ссыльных, отводили земли, руководили всеми работами, выдавали пропуска на передвижение (даже для того чтобы сходить в припоселковый кедрач или за ягодой, нужен был пропуск)».

В эти мрачные места и направили Акапсима вместе с детьми: по адресу Томская область, поселок Усть-Пензер. Позже в поселок Синярка. Он указан как обратный адрес в сохранившихся из ссылки письмах. И стал он местом обитания на долгие годы для Акапсима, его жены Анны и детей: Герасима, 1921 г. р.; Анастасии, 1917 г. р.; Агапы 1923 г. р.; Ивана, 1929 г. р., Мираиды, 1935 г. р. Старшего сына, Федора, 1911 г. р., не сразу объявили кулаком, как-то не разобрались в его «мироедской» сущности – он жил у деда, престарелого отца Акапсима. Но вскоре «ошибку» исправили, и он пешком прошел тот же путь в нарымские болота. Отправили на лесоповал, не позволив соединиться с родными.
Повезло Тимофею, 1915 г. р. В свои 14 лет он не был сослан, так как жил у дяди в селе Мостовая; дядя не попал в разряд кулаков. Уже с пятнадцати лет Тимофей работал старателем на золотых приисках.

Арестовали его 20 ноября 1937 г., тройкой УНКВД НСО приговорили к десяти годам в исправительно-трудовых лагерях, с поражением в правах на 5 лет. Через десять лет Тимофей вернулся. Снова работал на прииске, женился, взял женщину с ребенком, успела она и ему родить дочь. Когда была беременна третьим ребенком, Тимофей повторно был арестован и вновь отправлен на Колыму.

А семья Акапсима, измотанная пешей дорогой, мучениями в теплушке, затем в душном трюме старой баржи, добралась до места. В дороге думали, что страшнее уже просто быть не может: полуголодные, простуженные, с тяжелым чувством обреченности… Дикая тайга, никакого признака пребывания до них здесь людей.
По прибытии, получили указание определяться на ночлег. Успеете сделать землянку – хорошо. А нет – «сдыхайте». Вот и принялись сооружать жилище. Вначале получилось что-то вроде шалаша из еловых и сосновых веток. Сверху набросили какую-то ветошь. Землю внутри тоже устлали ельником.

Прикрыли овчинным полушубком, тряпьем. Прижавшись друг к другу, пережили ночь. Почти неделю строили землянку. Не было топора, ломали вручную сучья, крупные ветки. Внутри соорудили что-то вроде нар. Вновь в качестве подстилки использовали «природный материал» – ветки сосны.

То, что последовало потом, и вовсе современному человеку представить невозможно… Запасы продуктов, привезенные с собой, закончились очень быстро. Начался голод. Ни хлеба, ни круп, ни жиров… Ежедневно давали только муку, рассыпая тонким слоем на столе в конторе комендатуры. Мучная порция раздавалась мерной миской. Из нее делали «болтушку» и пили горячей. И при этом работали: пилили лес, выкорчевывали пни, готовили малопригодные земли для будущих урожаев передовых колхозов! Невыполнение нормы влекло наказание – лишение скудного мучного пайка. Люди старались запастись грибами, ягодами, кедровыми шишками. Но для этого надо было добиться пропуска в комендатуре, отработать дневную норму… Это было почти невозможно из-за того, что, боясь побегов переселенцев, которые часто случались, людей не пускали без конвоя ни в лес, ни на болота.
Однако пережили зиму. Работали в лесу, на лесозаготовках. А ранней весной дали указание готовить землю под посевы. В местах поселений создавались подобия колхозов, которые имели статус «неуставных артелей». На работу отправляли и подростков, и стариков – надо было успеть к севу.

Как это было? Описание дает историк Владимир Мирошников: «Вот раскорчевка леса – не пахали, а копали вручную. Нужно было человеку – независимо, мужчине ли, женщине – целину в 4 сотки вскопать руками. Но что такое, если взрослый человек их копал? Он руки был вынужден ночью обвязывать мокрыми тряпками и вверх подымать, чтобы текла кровь. Настолько руки опухали. Это очень много. Не мягкую, а твердую землю выкопать лопатой, и голодному человеку. Выполнил план – получаешь паек. Не выполнил – можешь вообще ничего не получить».

Акапсим, когда совсем стало невмоготу, не надеясь на собственные силы, обращался несколько раз в комендатуру с просьбой дать возможность перебраться семье к старшему сыну, в соседнюю артель. И сын, в свою очередь, просил позволить семье отца перебраться к нему.

Был момент, когда даже забрезжила надежда перебраться поближе к сыну, определенному на Центральный Мариинский рудник, где тоже работали высланные. Казалось, что с сыном рядом будет легче выживать. Об этом свидетельствует переписка с комендатурой, начатая в 1932 году (орфографию и стиль сохраняю):

Бундюрскому пос.коменданту

От гр-на пос. Усть-пензер

с/пер. Огнева Акапсима Федоровича

Заявление

Прошу рассмотреть товарища коменданта мое заявление. Так как я Огнев нахожуся на поселке Успензер. Мое семейство состоит из семи человек. Детей ниже восьми лет 4 человека, дочь 14 лет одна является работницей. Жене 44 лет. Находится грудной ребенок. Самому мне Огневу 45 лет. Имею от врача справку о том, что я к физическому труду не готов. А поэтому прошу о переводе меня к родному моему сыну Огневу Федору Апоксимовичу по ниже указанному адресу Центральный рудник. Мариинская тайга. Так как я до настоящего времени с ним жил в одной семье. Только он ушел на производство на два месяца раньше в центральный рудник. Настоящее прошу рассмотреть и обратить внимание я работать не могу. Отсюда протесту от комендатуры нет, прошу от вас вашего разрешения не отказать по моему заявлению и прилагаю копию справки от врача. В том и подписуюсь.

Огнев Акапсим 30/1932 г.

Акапсим прилагает и справку, написанную, видимо, его рукой (очевидно, переписал содержание с оригинала) и заверенную только подписью врача. В ней говорится о заболевании левого тазобедренного сустава, из-за которого укорочена левая нога.
Переписка продолжалась до конца ссылки. Но власть отвечала отписками о рассмотрении прошения… вплоть до возвращения в Новосибирскую область, по случаю снятия с учета спецпоселения. Сын тоже обращался к своему коменданту и получил категорический отказ, да еще пригрозили отправить подальше.

Обращался Акапсим и к родителям жены Анны с просьбой походатайствовать в сельском совете, чтобы семью отпустили из ссылки. Это было уже в 1936 году. Получил безрадостный ответ. Старикам, проявляющим заботу о малолетних внуках, было не просто отказано, а цинично предложено ехать в Нарым и там помогать… Приводим письмо без изменений, сохраняя стиль и орфографию:

Письмо от известнейшего вашего тестя Михаила Антиповича и тещи вашей Зиновьи Левонтевны любящему зятю Акапсим Федоровичу. Шлем мы вам свое нижайшее почтение и желаем мы вам всего хорошего.

Еще дочери нашей Анне Михайловне шлем также мы вам свое нижайшее почтение и желаем мы вам всего хорошего.

Еще внуку Ерасиму (Герасиму) Акапсимовичу шлем мы вам свое нижайшее почтение и желаем мы вам всего хорошего. Еще внуку нашему Ивану Акапсимовичу шлем мы вам свое нижайшее почтение и желаем мы вам всего хорошего. Еще внучке нашей Агафьи Акапсимовне шлем мы вам свое нижайшее почтение и желаем мы вам всего хорошего. Еще внучке Мираиде Акапсимовне шлем мы вам свое нижайшее почтение и желаем мы вам всего хорошего. Дорогой наш зять Акапсим Федорович, пишите вы нам уже в двух письмах, просите вы нас и судачите вы на нас дорогой зять взяли бы мы вас на иждивение. Ходил я в сельский совет заверять бумагу, но мне ответили так если хотишь их кормить, то поезжай туда и корми их там и что теперь делать не знаю. Если же можно, то как-нибудь выплетайтесь. Многие уже идут пешком, писать больше нечего. Новостей у нас ни каких нет от всего письма остаемся все живы и здоровы того же и вам желаем всего хорошего. Как получите письмо, то пишите ответ, буду ждать с нетерпением. Пока досвидание, писал Чупин Василий Иваныч 13 апреля 36 года.

Читаешь эти строки, безграмотные, написанные натруженными крестьянскими руками, не привыкшими к карандашу, и понимаешь, как дешево рассматривалась жизнь переселенцев, жизнь их детей, родителей.

Окончание следует

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.