публикация:
Стенгазета
Текст: Лидия Кравченко
«Реинкарнация» (США, 2018) Режиссер: Ари Астер
Студии: A24, PalmStar Media, Windy Hill Pictures
Грэмы выглядят обычным американским семейством: пока мама-художница Энни (Тони Коллет) кропотливо создает реалистические миниатюры домов и людей, либеральный папа (Гэбриел Бирн) успевает и пообщаться с детьми-подростками, и поддержать жену – она только что потеряла мать. Но по бабушке, кажется, особо никто не горюет: на похоронах матери Энни без обиняков заявляет, что та была женщиной сложной и скрытной, сын-подросток Питер (Алекс Вульф) толком бабушку не знал, и лишь младшая дочь Чарли (Милли Шапиро), похожая на испуганного зверька, в отчаянии спрашивает, кто же теперь будет о ней заботиться. А заботиться о девочке-аллергике придется – как минимум, чтобы она не наелась шоколада с опасными орехами: ружье, которое очевидно скоро выстрелит, и этот выстрел изменит жизнь главных героев навсегда.
Дебют Ари Астера «Реинкарнация» (в оригинале – «Наследственность») впервые был представлен на фестивале Санденс, где его сразу окрестили новой надеждой жанра ужасов. Обходясь без резкого монтажа, внезапных звуков и монстров, выскакивающих из-за угла, Астеру удалось то, что не удается многим современным хоррорам: действительно напугать зрителя.
Нервозное беспокойство от едва различимого темного силуэта, боязливое напряжение от неизвестно откуда повторяющегося «чокающего» звука, – детской шалости, превращающейся в предвестник смерти, – и настоящий, сковывающий ужас, когда герои уже не могут понять, сходят ли они ума или действительно сталкиваются со сверхъестественным, – «Реинкарнация» не дает расслабиться, используя при этом классический сюжет и мастерски собранные жанровые приемы.
Героиня Тони Коллет переживает одну трагедию за другой, и в поисках утешения она обращается к спиритизму. После ритуала Энни Грэм начинает безоговорочно верить в то, что рядом с ней обитают духи, - не только хорошие, - но зрителю сложно ей довериться: Энни, как и многие члены ее семьи, страдала от психических расстройств, хоть и вышла в ремиссию. Реальны демоны или нет, но гениальная Тони Коллет не дает ни на секунду усомниться в том, что они могут испугать кого угодно: она некрасиво и очень по-человечески кричит, кривится в рыданиях и пугается так, что даже человеку с минимальной эмпатией становится не по себе. Все это виртуозно показывает оператор Павел Погожельский, то приближая ее лицо почти вплотную, то делая героев маленькими и беззащитными в большой темной комнате, один на один со своим помешательством. Погожельский снимает первую половину фильма, традиционно для классических хорроров неторопливую, въедливо и детально, как будто рассматривая миниатюру, созданную главной героиней, со временем ускоряясь, чтобы к финалу усилить ощущение парализующего абсурда.
В своем дебюте Ари Астер задается сложным вопросом: является ли человек хозяином своей судьбы и тяготеет ли над ним античный рок, принимающий форму наследственности? Жанр ужасов в данном случае отлично подходит, чтобы продемонстрировать традиционное понимание безумия – как одержимость духом или демоном. Какую занять позицию, - поверить в существование потустороннего или остаться на стороне здравого смысла, - режиссер позволяет решить зрителю.
Дополнительные материалы:
Компания A24 Films, занимавшаяся прокатом фильма «Реинкарнация»В США, устроила эксперимент: во время показа картины у 20 зрителей была измерена частота сердечных сокращений. В результате после получаса просмотра максимальное значение ЧСС составляло 130, с 40-й по 70-ую минуту пульс стабильно рос, а в момент кульминации достиг 164 ударов в минуту.
Результаты исследования, материалы A24 Films