Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.02.2018 | Колонка / Общество

За что умирают пацаны?

Не хватало еще начать в Сирии третью мировую.

Скажу честно, мне очень не хочется верить, что нечто подобное произошло. Я всячески цеплялся за недостоверность источников или за их заинтересованность. Однако, увы, новости нарастают как снежный ком. А испуганное молчание российских начальников, прежде всего говорливых представителей Минобороны, так любящих выступать с опровержениями злобных западных инсинуаций, лишь убеждает в реальности произошедшего.
7 февраля ударами артиллерии и авиации американцы разгромили батальонную тактическую группу «проасадовских» сил, при этом, по данным Пентагона, были уничтожены до сотни солдат противника. В районе, где произошел бой, Евфрат является общепринятой линией разделения между зонами ответственности. Западный берег контролируют силы, лояльные Асаду. Их поддержку обеспечивает российская авиация. На восточном — состоящие в основном из курдов Сирийские демократические силы, которым помогает международная коалиция, возглавляемая США. Для предотвращения возможных инцидентов между российскими и американскими представителями установлена прямая линия связи.

По американской версии (а она была изложена непосредственно министром обороны Джеймсом Мэттисом), «проасадовские» силы численностью до батальона, усиленные артиллерией и танками, стали вдруг выдвигаться к Евфрату. Более того, они с ходу открыли огонь по штабу СДС, где находились не только курдские командиры, но и военнослужащие США (предположительно спецназовцы). Американцы немедленно связались с российскими коллегами. И получили от тех заверения, что никаких военных из России среди наступающих нет. И главное — наши военные заверили, что не намерены вмешиваться в возможное боестолкновение. После чего американцы сначала ударили артиллерией. Потом батальон был атакован вертолетами. И, более того, так называемыми летающими батареями — известными еще с Вьетнама самолетами С-130, у которых на борту 105-мм орудия.

И в пресс-конференции Мэттиса, и в брифинге официального представителя Пентагона Даны Уайт обращали на себя внимание два момента. Во-первых, они настаивали, что «до, во время и после операции» находились на связи с российскими представителями. Во-вторых, несмотря на многократно повторяемые журналистами вопросы, решительно отказались говорить, из кого же состояли эти самые «проасадовские» силы.

Российская версия несколько отличалась от американской. Согласно ей, отряд неких «ополченцев» проводил операцию против «спящей ячейки ИГИЛ» (и курды, и американцы утверждают, что никаких игиловцев там и близко нет) «в районе бывшего нефтеперерабатывающего завода “Эль-Исба”» (то есть в американской зоне контроля). Говоря о потерях «ополченцев», российское Минобороны почему-то сообщило о двадцати раненых, ничего не сказав о погибших. В отечественном военном ведомстве акцент сделали на том, что «причиной инцидента стали не согласованные с командованием российской оперативной группы в населенном пункте Сальхиях разведывательно-поисковые действия сирийских ополченцев». При этом мысль о нефтяном заводе крепко сидела в минобороновских мозгах. «Инцидент в очередной раз продемонстрировал, что истинная цель незаконного нахождения сил США на территории Сирии — уже не борьба с ИГ, а захват и удержание под своим контролем экономических активов, принадлежащих только Сирийской Арабской Республике», утверждалось в заявлении. Так или иначе, и Москва, и Вашингтон явно старались продемонстрировать, что инцидент исчерпан: кто-то нанял каких-то «ополченцев», чтобы «отжать» нефтегазовые активы. Им показали их место.

Но вдруг бывший «министр обороны» самопровозглашенной ДНР Стрелков (Гиркин) заявил, что американцы уничтожили не «ополченцев», а несколько подразделений, сотни человек, из «группы Вагнера», российской частной военной компании. Бойцы ЧВК Вагнера участвовали во всех победных операциях в Сирии, некоторые из них получили высшие государственные награды. Правда, летом прошлого года появились сообщения, что ЧВК взялось освобождать и охранять нефтегазовые месторождения по контракту с «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным. Тогда же расстроились отношения «вагнеровцев» с Минобороны.

Надо сказать, что, по данным российских СМИ, нефтеперерабатывающий завод, после того как был отбит у ИГИЛ, некоторое время находился даже под контролем российских фирм, его охраняли нанятые ими охранные агентства, вполне возможно, что и «вагнеровцы».

Конечно, информацию от Стрелкова нельзя считать абсолютно достоверной. Однако тогда же в блоге обозревателя «Вашингтон пост» Дэвида Игнатиуса появился репортаж о поездке как раз в тот район, где произошел бой. Там Игнатиус взял интервью у курдского командира, который представился Хасаном. «Генерал» рассказал, что разведка сообщила ему о выдвижении батальона противника. Он позвонил российскому офицеру связи и потребовал прекратить наступление. На что тот заявил, что никакого наступления не происходит. После того как удар был нанесен, тот же российский офицер, утверждает Хасан, сам вышел на связь и попросил остановить обстрел, чтобы собрать убитых и раненых. Заметим опять же, что и этот источник выглядит не слишком достоверным.
Но вот известная расследовательская организация Conflict Intelligence Team уже назвала первые имена погибших «вагнеровцев». Родственники и друзья Станислава Матвеева и Игоря Косотурова, а также сослуживцы Владимира Логинова и Кирилла Ананьева подтвердили информацию о гибели этих людей в Сирии. Например, «сотник Владимир погиб в неравном в бою 7 февраля 2018 года, в районе сирийского Дейр-эз-Зора», — говорится в сообщении общества «Балтийский отдельный казачий округ» о гибели Владимира Логинова.

И это наводит на мысль, что сообщения о гибели десятков, если не сотен «вагнеровцев» имеют под собой основания. Если так, то в этой истории все выглядит чрезвычайно скверно. Россияне, пожалуй, впервые после Корейской войны вступили в непосредственное боестолкновение с силами США (мне уже приходилось писать, что отношения двух стран стремительно деградируют до этого уровня). Очень показательно, что американцы старательно уходили от вопросов о том, кого же они уничтожили. Не хватало еще начать в Сирии третью мировую. При этом россияне, получается, воюют там не против террористов, и даже не за иллюзорные «геополитические интересы». Помните, как майор Роман Филиппов, подрывая себя гранатой, прокричал «За пацанов!»? А за кого теперь гибнут пацаны? За Пригожина и его финансовые интересы?

Однако все это еще можно пережить. Можно сказать, что в своей внешней политике Москва вдохновляется примером Британской империи XVIII века, когда частные компании реализуют геополитические цели. Можно даже смириться с тем, что в Сирии гибнут бойцы ЧВК — в конце концов, взрослые люди сами приняли решение зарабатывать таким образом.

Меня больше всего шокирует другое. Невозможно представить, что российские офицеры, отвечающие за ситуацию в зоне деэскалации в районе Дейр-эз-Зора, оказались не в курсе движения батальонной тактической группы, состоящей из соотечественников. И самое страшное: российские офицеры, заранее предупрежденные об ударе, не предупредили этих самых русских пацанов, своих не предупредили… Ведь могли бы сказать американцам, наши типа заблудились. И развернуть колонну. Позор, конечно, но сограждане остались бы живы...

Источник: "Ежедневный журнал", 13 февраля 2018,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»