Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

06.02.2018 | Колонка / Общество

Ураган блесток и фонтан желаний

Корпоратив, особенно новогодний, незаметно стал для россиян насущной потребностью. Даже непонятно, как раньше без них обходились?

Когда в 2008 году случился кризис, корпоративы затаились на время, но потом снова расцвели, заблагоухали, заколосились. В 2014 году их снова накрыло волной сокращения бюджетов, но смотрите – прошло всего несколько лет, а специалисты сообщают: «Число работодателей, планирующих устроить праздник для сотрудников, увеличилось».
Правда, есть и плохая новость – «общие затраты будут ниже, чем годом ранее». Интересно, правда? Числом поболее, ценою подешевле. Еще одна тенденция — в провинции отметить Новый год корпоративной вечеринкой желающих больше, чем в столице.

Кажется, что выбросить пару миллионов рублей только за то, чтобы сотрудники выпили бочку шампанского, рухнули лицом в салат и потом течение года обменивались сомнительными фотографиями, — глупо. Но раз руководители компаний на это идут, значит, им зачем-то нужно. Понять бы зачем.

Первый вариант ответа — ради престижа компании. И действительно, просмотрев несколько десятков отчетов провинциальных фирм, я нашла довольно много сообщений о том, что наличие интересных корпоративных вечеринок рассматривается офисными работниками как повышающее степень привлекательности компании качество.

Руководители хвастаются: «Когда к нам приходят устраиваться на работу, в первую очередь спрашивают про наши вечеринки, и когда уже можно на них попасть. Мы гордимся, что смогли выстроить сильные тренды, и намерены продолжать. С нового года у нас будет создан целый отдел по развитию внутрикорпоративной культуры».

Трудно представить себе, что внутрикорпоративная культура – то есть благоприятная атмосфера, хороший психологический климат, — сегодня зависит от праздников, а не от сути работы, ее успешности, эффективности, осмысленности. Но даже допустим, что праздник в коллективе действительно сближает и окрыляет сотрудников, делает компанию конкурентоспособной. Однако что тогда заставляет устраивать вечеринки в таких местах, куда и так желает попасть каждый, например, в Государственной думе?

Впрочем, вот уже второй раз новогоднего гуляния у депутатов не будет, это в 2015 году, скинувшись на праздничный стол по 5 тысяч рублей, «депутаты пели вместе со Львом Лещенко, Дианой Гурцкой и Олегом Газмановым», и депутат Кобзон тоже пел, а потом пришел Володин и все отменил.

Но думаю, что корпоратив в Думу вернут.

Россияне привыкли, что накануне Нового года, в момент, когда все и так перенапряжены, тревожны, взволнованы нескончаемыми пробками, покупкой подарков, сборами на каникулы, долгими темными ночами не переходящими в день, — надо красиво одеться и пойти в какое-то место, сияющее разноцветными огнями, чтобы там предаться неудержимому веселью.

Петь, танцевать, выпивать и закусывать, безответственно и за счет фирмы. Впрочем, в последнее время частные компании делают участие в новогоднем корпоративе для сотрудников платным – иногда это символическая сумма, якобы для того чтобы знать, на сколько людей рассчитывать, но бывает, что гуляние почти целиком происходит за счет работников. А некоторые крупные фирмы даже продают билеты на свои праздники посторонним. Так что уже и не разберешь, кто с тобой рядом выпивает: твой коллега из бухгалтерии или совсем чужой человек.

Но ничто не влияет на судьбу корпоратива: праздник продолжается.

Новогодний корпоратив может быть скромным или роскошным. Самый скромный – столы накрыты в столовой или большом зале компании, закуску и выпивку покупают сами, диджей ставит музыку, концерт проводят силами местной самодеятельности. Такой праздник обходится во «сколько соберем, столько и выпьем».

Приличный корпоратив – артисты, знаменитая площадка, украшения, еда и выпивка от специалистов или, как говорят организатор: «программа с активностями, инстапоинтами, банкетом и прочим», — стоит около 2 000 — 3000 на одного человека. Богатый праздник начинается с бюджета от 10 000 рублей на гостя.

Многие нынче экономят, крупные компании заменяют приглашенных звезд диджеями, банкеты с рассадкой – фуршетом, ресторан бронируют с лета, переносят мероприятие в офисные помещения, в общем – затягивают пояса, корпоратив, обходившийся в 2014 году в $2,5 млн сегодня проводят всего за 10 млн руб.

Знаменитым артистам, с их заоблачными гонорарами в $150 тыс. за 45-минутное выступление все чаще предпочитают менее известных, стоят они дешевле, но, как написано в рекламных листовках, «любой из них способен «зажечь» на вашем празднике, внести в него свою изюминку оригинальности».

А можно — и это тоже вполне бюджетно, — позвать фокусника, акробата или дрессированного медведя. «Агентства, продающие события» вместо концертных номеров все чаще предлагают более затейливые выдумки с участием гостей. Тематические вечеринки в стиле «Крестного отца» и русских народных сказок, латино, «Алисы в стране чудес», диско 80-х и прочие по-прежнему популярны, но сегодня их теснят квесты и даже мастер-классы (психолог Михаил Лабковский обойдется в 540 тыс. руб. за два часа лекций от ответов на вопросы).
Вообще после многочисленных жалоб на выпивших начальников, пристающих к сотрудницам, или напротив, не в меру рьяных сотрудниц, домогающихся шефа, наиболее продвинутые фирмы решают изменить формат, отказаться от алкоголя и отвести сотрудников, например, в аква-парк, на концерт или в театр.

Но сами сотрудники в большинстве случаев однозначно походу в оперу предпочитает поездку на природу. А еще лучше – в Таиланд или Турцию, но этот вариант, распространенный в прошлые жирные годы, сегодня мало кому по карману.

Есть еще один вариант: вместо праздника и танцев перечислить эти деньги в фонд помощи больным детям, или инвалидам, или на лекарства старикам.

«Эта тенденция наблюдается на протяжении нескольких последних лет, и причем чаще всего в иностранных компаниях. Некоторые отечественные компании следуют этому веянию, но тенденция в России пока закрепилась недостаточно», — считают исследователи.

Одна большая компания в прошлом году решила заменить корпоратив елкой в детском реабилитационном центре – там сотрудники пили чай вместе с детьми, участвовали в конкурсах, дарили подарки. Всем очень понравилось, но в этом году традиционный корпоратив все же решено устроить. Благотворительный вечер сам по себе, а праздника душа просит.

Проект-менеджер из Сибири, которая занимается корпоративами для нефтяников, рассказывает, что с предпочтениями клиентов очень трудно бороться: «Мы начинаем объяснять, что есть варианты интереснее, готовим предложение с феерией инстапоинтов, ураганом блесток, фонтаном декора и модной программой, а мне говорят: «Не, вези лучше двойника Михаила Круга, его хотим».

Рестораны Перми, по сведениям местных журналистов, стали отказываться от заказов на корпоративные вечеринке – они очень снижают уровень мероприятий, а выгоды от них немного. Рестораторам, потратившим много сил на создание специального меню, атмосферного дизайна и музыкальных программ, обидно, когда заказчики требуют лишь «салат Цезарь», Верку Сердючку и конкурсы типа «поймай ртом яблоко».
Несмотря на все старания продвинутых руководителей, энтузиастов из мира проект-агентств и даже самих рестораторов, до сих пор в массе офисные служащие хотят во время праздника «оторваться» по максимально полной программе, несмотря на реальные неприятности, которые ждут их на следующее утро.

Портал «Работа@Mail.Ru» выяснил, что «23% сотрудников позволяют себе на корпоративе те или иные вольности, например, грубят руководству, напиваются до беспамятства, пристают к коллегам и начальнику с объятиями, поцелуями и даже предлагают интимную связь и устраивают драки». И только 4% останавливает возможность увольнения, то есть большинство готово на все, чтобы расслабиться на полную катушку, а дальше – хоть трава не расти.

Кажется, что новогодний праздник в родном коллективе, готовиться к которому начинают с лета – это не просто возможность пообщаться под коктейль или приятно провести время в компании с героями «Комеди Клаб» или их более дешевыми двойниками. Потребность в карнавале, в разгуле страстей и полном освобождении от социальных масок – это же функции средневекового карнавала, времени неповиновения, когда разрешается и даже поощряется ненасытное обжорство и похоть, а «индивид ощущает себя неотрывной частью коллектива, членом массового народного тела», как писал Михаил Бахтин.

И «чем страшнее и жестче материальная и духовная власть», «чем формальнее и оторваннее от реальной жизни эта власть», тем сильнее чувство протеста и тем более материальным он хочет стать. «Чем более заиерархиезирована и повязана сложными искусственными правилами-ритуалами официальная социальная жизнь, тем более простыми, обыденными, приземленными окажутся альтернативные действия».

Так что не будем судить строго наши стихийные новогодние гулянки – в них наша тень, наше народное подсознание находит себе отдушину. На миру и на пиру наша свобода, наша отдушина. Не случайно в одной из фирм, занимающихся организацией этих корпоративов должность ведущего сотрудника называется — «директор по счастью клиентов».

Источник: "Газета.ру", 24.12.2017,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»