Елена Кройтор
Открытие памятника Александру II в г. Алатырь. 1 октября (по старому стилю) 1912 года
Казенный винный склад
30.11.2017 | Нешкольная история
Воспоминания о Революции. Часть 4Страницы провинциальной истории города Алатыря
Автор: Елена Кройтор, на момент написания работы студентка 1-го курса, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Научный руководитель Елена Владимировна Раздьяконова. 3-я премия 18 Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Смена политического режима в Алатыре в 1917 году происходила относительно спокойно. Однако, символичным событием тех революционных лет стало низвержение памятника царю-освободителю народному любимцу Александру II.
Как странно и диаметрально меняются настроения и воззрения народные. Памятник Царю-Освободителю Александру II, о котором идет речь в этих воспоминаниях, был открыт в Алатыре 1 октября (по старому стилю) 1912 года в ознаменование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости и простоял всего-то неполных 5 лет.
«Винная трагедия». Под этим названием материал о событиях пожара 1918 года, случившегося в Алатыре на винном складе, фигурирует во многих печатных источниках.
Солдаты грозились самосудом: «Или мы получаем все немедленно по четверти спирта, или немедленно начинаем разгром». Раздача спирта закончилась в час ночи. Но события продолжали развиваться.
Ужасом веет от этой картины, а толпы все лезут, снуют и тащат что попало… Всех жертв, погибших во время разгрома, как выясняется, около 600 человек».
Макарий Иванович умер от тифа. Евдокия Николаевна с детьми – Леночкой и Ванечкой в 1921 году переехали снова в г. Алатырь к родственникам. Жили в нужде.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.