Екатерина Рязанова
Семья Ивана Терентьевича Соколова. Слева направо: сын Леонид, Иван Терентьевич, сын Евгений, жена Пелагея Илларионовна, дочери Тамара и Александра. 1930 год.
27.07.2017 | Нешкольная история
Дневник моего прапрадеда. Часть 2Бесценные свидетельства
Автор: Екатерина Рязанова. На момент написания работы ученица 11 класса школы № 17, г. Полевской, Свердловская область. Научный руководитель Юлия Шамилевна Шамгунова. 3-я премия XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
В поисках выхода из создавшейся ситуации большевики прибегли к насильственному изъятию церковных ценностей якобы в пользу голодающих Поволжья.
За всю кампанию по исполнению Декрета были изъяты ценные церковные предметы общей стоимостью почти 5 миллионов золотых рублей. Но лишь один миллион из них было решено направить на покупку продовольствия для голодающих.
Голодные родители отдавали ребятишкам последние запасы и нередко умирали раньше своих детей. А те, оставшись сиротами, разбредались по дорогам, чтобы, в конце концов, тоже умереть «где-нибудь в пыльной придорожной канаве».
Среди населения стали распространяться инфекционные болезни. Во второй половине ноября 1921 года в Челябинской губернии, по официальным данным, голодало 336 тыс. человек, в том числе 158 тыс. детей.
«Ложимся спать совсем голодные, с больной головой – как прокормиться? Бегаем, суетимся, а результатов никаких», – пишет он. Семья «выкручивалась, как могла, чтобы не пропасть».
Судя по записям в дневнике, заботы о семье заставляли его часто менять работу и уезжать от жены и детей. «Дом не идет с ума. Не теряю надежды на скорую встречу с семьей», – пишет прапрадед.
Вот и всё, что стало известно мне о жизни Ивана Терентьевича Соколова, моего прапрадеда. Удивительно, что этот человек из обычной крестьянской семьи был таким грамотным, интеллигентным. Его жена и дети отзывались о нем как о хорошем муже и замечательном отце.
Жили Соколовы недалеко от дома брата, на следующей улице.
Второй сын, Евгений, служил в годы Великой Отечественной войны под началом К. К. Рокоссовского. Дошел до Кёнигсберга.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.