Екатерина Рязанова
Страницы личного дневника Ивана Терентьевича Соколова. 1930 год.
Иван Терентьевич Соколов с женой Пелагеей Илларионовной и дочерью Александрой. 1915 год
20.07.2017 | Нешкольная история
Дневник моего прапрадеда. Часть 1Бесценные свидетельства
Автор: Екатерина Рязанова. На момент написания работы ученица 11 класса школы № 17, г. Полевской, Свердловская область. Научный руководитель Юлия Шамилевна Шамгунова. 3-я премия XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Это бесценные свидетельства его непростой жизни в важные периоды истории страны.
Иван очень любил науку и технику, всегда тянулся к учебе. До глубокой ночи просиживал за чтением книг. Ему хорошо давались математика, чтение, письмо. Судя по приложенному к дневнику табелю с отметками, школу мой прапрадед окончил хорошо.
Война вызвала сплочение российского народа. Практически все слои общества поддержали правительство: многих охватили антинемецкие настроения и готовность российского народа защищать свою Родину.
Тяжело было Ивану, но он всё-таки окончил фельдшерские курсы. Полученная профессия хоть и не определила на всю жизнь его трудовой путь, но в разные периоды серьезно помогала при устройстве на работу.
В дороге Иван Терентьевич простудился, так как полк находился в скверных и трудных условиях. Замерзали от холода и мучились от недоедания. Потому что не было хлеба и, по словам прапрадеда, «нельзя было ожидать подвоза ввиду сильного расстройства дорог».
Отречение Николая II поразило современников атмосферой праздника, ликования, охватившей почти все слои населения. Иван Терентьевич пишет, что во время молебнов на площади и в церкви «многие плакали от радости и клялись работать, не покладая рук».
Октябрьскую революцию мой прапрадед принял с надеждой на мир, потому что, как он пишет, «в стране создаются совершенно новые политические условия».
2 июня 1920 года, пока Иван Соколов находился на службе, у него родился второй сын – Евгений.
К сожалению, таких тактических ошибок командиров, за которые расплачивались рядовые (порой своей жизнью), было немало.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.