Анна Аксютичева
Чугуно-литейный завод. 1930-е
25.05.2017 | Нешкольная история
Дело о «контрреволюционной группе». Часть 3Почему эти люди вообще были арестованы?
Автор: Анна Аксютичева, на момент написания работы ученица 10 класса Кировского лицея, г. Киров, Калужская область. Научный руководитель Елена Викторовна Блохина. 3-я премия XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал
Только в 1937 году в Калужской области было расстреляно или сослано более 200 священнослужителей и 70 церковнослужителей, около 150 монашествующих.
Попробуем разобраться, почему же светские люди оказались в числе репрессированных?
До революции в хозяйстве имелись две мукомольные мельницы, два магазина, применялась наемная рабочая сила до 8 человек.
По социальному происхождению является служащим, имел собственную лавку, занимался торговлей.
До революции имел 205 десятин земли, около 50 голов домашнего скота, четыре единицы сельскохозяйственных машин.
Бросается в глаза, что все перечисленные лица до и после революции занимались торговлей, значит, были людьми состоятельными.
Мы не могли не обратить внимания на тот факт, что больше всего свидетелей выступило не против «руководителей организации», а против И.П. Кузина.
– «В момент, когда проходил процесс расстрела врагов народа в 1937 году, то Кузины говорили: “Скоро конец Советской власти, потому что большевики начали стрелять друг друга”».
Ответ: Мне известно, что он являлся активным участником восстания против закрытия церкви в 1926 году.
Итогом следствия стал приговор, который также вызывает массу вопросов. Все участники были приговорены Тройкой при УНКВД Смоленской области по печально знаменитой Статье 58 УК РСФСР.
Как мы видим, из шести служителей культа только трое приговорены к высшей мере наказания.
Получается, что всякое инакомыслие преследовалось в стране Советов.
В изученном нами деле мы не нашли подтверждения существования контрреволюционной группы на территории города Кирова.
Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.
Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.