Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

27.04.2017 | Нешкольная история

И напоследок попросил не осуждать… Часть 3

Фронтовая жизнь Николая Федоровича Телешева

Авторы: Ирина Корнеева, Артем Чилингаров, на момент написания работы ученики 10 и 11 класса школы № 129, гимназии № 4, г. Волгоград. Научный руководитель Наталья Александровна Карюкина. 3-я премия XVII Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», Международный Мемориал

После несколько раз обведенной крупными буквами фразы «День освобождения, меня из немецкого плена есть — 23 декабря 1942 года», даже не отделяя абзац, Телешев начинает рассказ о своей жизни после плена. «Из лагеря я ушел к хозяйке, здоровье мое было очень и очень плахое. Прожил у ней дней 6, я отправился в санбат, из санбата нас повезли на машинах в госпиталь». Нам трудно понять, насколько такая ситуация была вообще возможна. Но получается, что освобожденный военнопленный в течение недели не заинтересовал никого кроме «хозяйки». И без документов (их у Телешева отобрали немцы) принят в санбат, а ведь он не был направлен или вынесен с поля боя.
При прочтении дневника Телешева у нас возник вопрос, почему ни слова не сказано о том, как Николай Федорович был встречен советскими солдатами, как отнеслись к его пребыванию в плену?

После длительного лечения (в госпиталях г. Калач Воронежской области и в г. Рязани) 15 февраля 1943 года Телешева направили в учебный батальон на курсы младших командиров в г. Ряжск Рязанской области. То ли не возникло никаких трудностей, то ли автор не захотел о них написать.

Слабость здоровья Телешева («я не мог влесть в вагон, ввиду истощения в плену») стала причиной нового заболевания. Переболев малярией, Николай Федорович 12 апреля 1943 года направляется в пулеметно-артиллерийский батальон 159 укрепрайона на должность старшего писаря. Телешев «прошел Украину», участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании реки Прут, освобождении Румынии, его боевой путь проходил через Восточные Карпаты, Трансильванию, Венгерскую равнину и Западные Карпаты до Восточной Чехословакии. В дневнике Николай Федорович подробно перечисляет названия населенных пунктов. Мы внимательно изучили журналы боевых действий и документы оперативного управления – все указанные в дневнике населенные пункты и даты, когда Телешев мог в них находиться, а так же имена командиров, указаны верно. Телешев служил в штабе дивизиона в должности старшего писаря и, соответственно, располагал информацией. Записи делались не ежедневно, о чем свидетельствуют проставленные даты.
Примечательно, что о своей семье Телешев больше не упомянул ни разу. Родной хутор Телешева Вертячий в дни Сталинградской битвы был захвачен немцами, которые там организовали концентрационный лагерь.

Телешеву было обидно, что «все молодые хлопци получают за храбрость ордена и медали, а я сижу в штабе работаю день и ночь, а толку нет». И он попросился в разведку. С 10 мая 1944 года Николай Федорович Телешев был назначен командиром отделения артиллерийской разведки.

Телешев с явным удовольствием описывает свои впечатления о Румынии. «Страна аграрная, с отсталым с/х инвентарем», но «живут багата». Он перечисляет увиденное в квартирах и домах румын, радуется готовности румын накормить советских солдат. С крестьянской основательностью, подробно описывает добротные хозяйства румынских крестьян, перечисляя количество домашнего скота, и отдает румынкам «первое место в мире … по самоткани и расшивки».

Еще летом 1944 года Телешев, стал писать письма незнакомым девушкам («в разные конци нашей Родине, а адреса беру у друзей»). В период Великой Отечественной войны тысячи советских военнослужащих переписывались с незнакомыми ранее женщинами. Для многих эти письма стали психологической и моральной поддержкой. Если писем не было, то Телешев «переписывал в блокнот песни».
В своем дневнике Н. Ф. Телешев практически ничего не пишет о военных действиях.

Поэтому нас удивила запись 10.02.1945 года «меня вызвал командир в штаб, где вручил медаль «За отвагу». На портале Электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» размещен приказ командующего артиллерией 40 Армии 2 Украинского фронта № 45/н от 15.11.1944 г., которым старший сержант Телешев Николай Федорович (призван Городищенским РВК, Сталинградской области в РККА 01.05.1942 года) награжден Медалью «За отвагу». Совпадение имени, места и времени призыва, номеров военных соединений, места событий, указанных в приказе и в дневнике, на наш взгляд, позволяют считать, что награжден был именно автор изучаемого документа. Однако измененный год рождения (с 1923 на 1924) и то, что Телешев, бывший в 1942 году комсомольцем, становится беспартийным, вызвало у нас недоумение. Мы можем лишь предполагать, что стало причиной таких неточностей: была ли это банальная ошибка писарей или Телешев был исключен из ВЛКСМ за пребывание в плену, или он сам «изменил анкету», чтобы избежать репрессивных мер, и о его пребывании в плену никто не знал.

Описание событий в апреле 1945 года всё больше напоминает фронтовой дневник – рассказывается о наступлении 159 УР, гибели товарищей, взятых в плен немцах, кратковременном окружении.

Приказом командующего артиллерией 18 Армии 4 Украинского фронта № 23/н от 08.05.1945г. старший сержант Телешев Николай Федорович был награжден медалью «За боевые заслуги». Когда и при каких обстоятельствах была вручена награда, в дневнике не упоминается. Примечательно, что за всё время службы Телешев ни разу не был ранен.
Запись от 9 мая 1945 года: «в 10.30 нам зачитали акт о безоговорочной капитуляции Германии». Истощение сил и моральная усталость фронтовиков проявились в неумеренном потреблении алкоголя («водки пили до потери сознания») и агрессии.

Телешев описывает поджоги домов, убийство лейтенантом Сосулиным старика-немца («у каждого воина РККА на душе было только злость и ему было досадно, что село в целостности и вспоминали проделке немцев в нашей стране»).

Батальон шел к Праге. О Чехии остались самые лучшие впечатления: встречая советских воинов «устраивали национальный парад», «страна культурная», «встречали лучше некуда», «девчата красивые», «русского человека любят», «все грамотные». Николай Телешев искренне жалеет, что в середине июня им пришлось «тронуться на свою родину». Если чехи показались Телешеву «гостеприимчивыми», трудолюбивыми, честными, то поляки «смотрели из подлобья».

12.06.1945 г. «поехали на обратном пути на РОДИНУ». Описывая возвращение в СССР, Телешев немногословен, упоминает о просмотре кинофильмов. Все названные им фильмы действительно были в прокате к лету 1945 года.
Отмечает, что от Кракова эшелоны в СССР идут постоянно, «вывозится всё из Германии».

14 июля 1945 года парадом с сопровождением духового оркестра войска 159 Днестровского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого Укрепленного района перешли границу. Заграничный поход завершен.

Летом и осенью 1945 года в г. Острог Ровенской области Западной Украины пришлось вести борьбу с бандами «бандеровцев», которые «хотят сделать самостоятельное украинское государство». По мнению Телешева, «бандеровцы» составляют 50% населения Западной Украины – днем они обычные граждане, а по ночам уничтожают не только советских солдат, но и жителей, «которые помогают РККА и работают в Советских органах». «Живут грязно и некультурно».

30 декабря 1945 года Телешев был мобилизован, получил расчет и вместе с другом Авдотченковым отправился домой. 1 января приехали в Киев, продавали вещи, потому что «пить не начего». Побывали на родине Авдотченкова в Вязьме, в Москве, в Волоколамске, пропивая трофейные вещи. Мы не можем знать, в чем причина подобного образа жизни. Возможно, это была попытка заглушить страх перед будущим.
25 января 1946 года приехал в родной хутор Вертячий («дома жизнь скучная, никого нет как из девчат, так же из хлопцев»).

Как сложилась дальнейшая жизнь Николая Федоровича Телешева, нам неизвестно. Но благодаря ресурсам портала «Подвиг народа» мы выяснили, что Телешев Николай Федорович (место рождения: Волгоградская область, Калачевский район, хутор Вертячий; год рождения 1923) в 1985 году был награжден Орденом Отечественной войны II степени. В марте 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденом Отечественной войны активных участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» «за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» Орденом Отечественной войны 2-й степени награждали «лиц, принимавших непосредственное участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии». Снова совпадения имени, места и года рождения позволяют утверждать, что награжден был именно автор дневника.
Кроме того, орден Отечественной войны в 1985 году вручался как юбилейная награда, то есть живущим ветеранам Великой Отечественной войны, следовательно, Николай Федорович Телешев в 1985 году был еще жив.

Знакомство с дневником Николая Федоровича Телешева произвело на нас сильное впечатление. Перед нами не рафинированный и отлакированный советской пропагандой образ солдата-победителя, а живой юноша, многократно видевший смерть, со всеми его недостатками, не всегда красивыми и правильными поступками. Двадцатидвухлетний Телешев это понимает. Записи в дневнике заканчиваются просьбой: «кому придется прочитать всё, что здесь записано, прошу меня и весь мой коллектив не осуждать».

4 октября 2016 года Минюст РФ внес Международный Мемориал в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Мы обжалуем это решение в суде.









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 2

Алатырские дети шефствовали над ранеными. Помогали фронтовикам, многие из которых были малограмотны, писать письма, читали им вслух, устраивали самодеятельные концерты. Для нужд госпиталей учащиеся собирали пузырьки, мелкую посуду, ветошь.

Стенгазета

Ударим всеобучем по врагу! Часть 1

Приезжим помогала не только школьная администрация, но и учащиеся: собирали теплые вещи, обувь, школьные принадлежности, книги. Но, судя по протоколам педсоветов, отношение между местными и эвакуированными школьниками не всегда было безоблачным.